logo
Т

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ка литература, живопись, и устное народное творчество, декора­тивно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла.

Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привя­занности, интереса и любви к родным местам, бережного отноше­ния к окружающей природной и социальной среде.

Например, для социокультурной ситуации в обществе в тече­ние долгих лет были характерны недостаточная развитость дейст­вующих в сфере досуга общественных структур, кризис социаль­но-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отста­вание социально-культурной сферы является результатом много­летней изоляции страны от широких контактов с цивилизованны­ми странами мира, оторванности от своих исторических корней Всё это значительно сужает возможности для реализации эффек­тивной социально-культурной политики, в то время как объек­тивная потребность в такой политике резко возрастает.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подро­стковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокулътурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обуслов­лен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, соци­ального неравенства в обществе, остаточным принципом финан­сирования культуры, образования, а также недооценкой интеллек­туального, творческого труда.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной дея­тельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобра­зований в области семейного воспитания, воспитательной дея­тельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жи­тельства.

Т.Г Киселева, Ю.Д. Красилъииков. Социально-культурная деятельность

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «соци- альных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Очевидна и необходимость умения правильно интерпретировать социально-культурную ситуацию, правильно определять, какие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально- культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие се внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.

Анализ практического опыта и научных исследований свидетельствует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов собственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализаций множества социально-культрных, творческих и инициатив В современных сложных условиях особенно возрастает роль традиционных очагов культуры на Урале, в Сибири, на дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост демократизации и гуманизации социально-культурного простран­ ства. 90