logo
Т

4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обо­гащала просветительные идеи первой половины XIX века.

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с ин­тенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспита­нии и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультур­ные, просветительные идеи и деятельность декабристов,

В последующий исторический период возрастает роль литера­туры в воспитательной, культурно-просветительской работе: лите­раторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональ­ные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в сво­их произведениях. Просвещению народа и распространению куль­туры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.

Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; уч­реждаются первые благотворительные общества. В дело социаль­ного призрения и благотворительности большой вклад внесла им­ператрица Мария Федоровна.

Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

ния стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огром­ной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изу­ченной была заслуга земства.

Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характе­ризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специ­альные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредо­точенных по стране. Основные принципы их деятельности состоя­ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах сущест­вовали общедоступные библиотеки.

Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстети­ческих качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.

Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие из­вестные деятели русской культуры.

Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художе­ственной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарище­ства передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинемато­граф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные ви­ды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клу­бов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества вра­чей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, по­этому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельст­вует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общест­венные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции обществен­ного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения об­разования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благо­творителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения по­лучили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главны­ми, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.Т.Шацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; по­всюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообра­зования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревен­ским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и соци­ал-демократические клубы.

Традиционное воздействие церкви на содержание и формы до­суга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нрав­ственное влияние церкви постепенно слабеет.

Множество источников указывает на расширение рекреатив­ной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сло­жившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России