logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

тивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широ­кого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, раз­влекательные и развивающие социально-культурные проекты и про­граммы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации об­щечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различ­ные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объе­динениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы соци­альных референтов и лидеров XXI века, центры и мастерские со­циально-творческих проектов и многие другие аналогичные фор­мы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизиро­вался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосудар­ственных и региональных программ реализуются проекты, на­правленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и исполь­зование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохране­ния, закрепления и развития традиционных черт культуры своего на-рода. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каж-

129

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшьников. Социально-культурная деятельность

дый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.