logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

темпами растет подростковая преступность. Статистика свиде­тельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников по­ступали в детские дома из семей, где родители полностью дегра­дировали.

Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культу­ры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.

Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить опре­деленного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоро­вью общества.

Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общест­ва, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармо­низации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».

В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат раз­личные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сло­жившейся в духовной жизни, культуре современного социума.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоот­ношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основ­ной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-куль-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

турная деятельность», который базируется на сопряжении соци­ально-педагогического образования с образованием культурологи­ческим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала состав­ляют единый процесс. Основанием такого единства являются та­кие положения, как единый социальный заказ со стороны государ­ства и негосударственных структур (общественных, коммерче­ских, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и ду­ховное здоровье общества, которые определяют и цели, и содер­жание, и уровни социально-педагогического и культурологиче­ского образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский кол­лектив исходил из признания человека не только как представите­ля социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций соци­ально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и ор­ганично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образо­вание в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносит­ся и на систему подготовки кадров для социально-культурной дея­тельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изна­чально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенно­стей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским тради-

86