logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

виваются на самых различных организационных основаниях -территориальных, стратификационных, корпоративных, этниче­ских, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функ­ции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержа­нию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества - лучшие представители дет­ских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интелли­генции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей раз­ных видов и жанров искусства и народного творчества.

Именно этой преобладающей закономерностью мы руково­дствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преоблада­нии предметно-проектной оценки содержания социально-куль­турной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой - предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процес­сов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овещест­вление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях - местном, региональном, федераль­ном, международном.

В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы по­литики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

Основу категории «содержание» социально-культурной дея­тельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно свя­занная с реализацией отдельных проектов и программ, проведе­нием тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете на-

123

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

правлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, опреде­ленной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознатель­но мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет опреде­лять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблем­ной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препят­ствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуа­цию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. По­этому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несо­ответствия между существующим и должным, реальным и желае­мым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникно­вение так называемого «проблемного поля», в содержание которо­го в контексте нашего предмета включается широкая совокуп­ность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжи­руются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными со­циальными и социально-демографическими условиями, либо с внут­ри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных инсти­тутов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характери­зующих состояние и перспективы развития сферы культуры, обра­зования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном про­ектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культу­ры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности

124