Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
В контексте нашего предмета общество предстает как исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность связей, взаимодействий и отношений между людьми, которая основывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества сощюльных и социально-культурных институтов и организаций.
С самого начала термин «культура» ассоциировался с созданием человеком «второй природы» начиная с первого акта окультуривания им предметов природы и создания на этой основе орудий труда. Многофункциональность таких орудий труда или каких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том. чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского национального характера.
Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интеллигентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вывод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это положение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частности искусства.
56
57
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.
Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только' физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере куль-' туры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной! жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего ; предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных! общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.
Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной
механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
Совершенно очевидным выводом из анализа современной исторической ситуации является то, что «просветительская» модель мироустройства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подходов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей» .
Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, образуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.
Практически «некультурных» участков социальной жизни не обнаруживается. В любом социуме существует множество культур, так называемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их но-
'Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения а Двадцать первый век. - М, 1990. - С. 261.
*Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. -М., 1983.-С.44.
58
59
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел Теоретические основы социально-культурной
деятельности
сителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.
Каждый человек или группа людей по природе своей обладают многокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его национальность или пол.
В то же время многие из культурных идентичностей человека группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвижную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентичности», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, переходом в иное вероисповедание. Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот. Культурной в этом случае можно считать любую человеческую дея-тельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».
Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровнетеоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.
Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной! природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив iнабором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность| культуры — способствовать формированию духовно целостной лично
сти. преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом.
Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.
Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»: во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшней культурной жизни.
Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обладающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может относиться одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного Рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д). Из сказанного следует, что социальные и культурные характеристики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на
60
61
Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной
деятельности
уровне отдельно взятого индивидуума.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».
Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, например, «либерачьно-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.
Обратим внимание на соотношение социального и культурного: социальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру. «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов.
Взаимодействие субъектов как отличительная черта
В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается чело-век, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой дея- тельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению! освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится воз-
можной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.
Наглядным примером такого взаимодействия является педагогическая, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции,
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её постоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Анимация как никакой другой вид педагогической практики красноречиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущ-, ность социально-культурной деятельности. Професссиональные анима торы, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные центры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.
Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и : групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных? групп населения.
В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению инфор- мационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп иj институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и ; сегментацию информационного пространства, специализацию средств
информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.
Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.
Понятийный аппарат предмета
В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина используются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.
Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отличие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего тфмина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности: конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работник; государственная культурная политика, основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры, механизм экономического обеспечения культурной деятельности.
К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «социально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадлежит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.
Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристрастным. В результате под ценностью подразумевается относительное качество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культурного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность1.
Объективна и закономерна необходимость и неизбежность существования различных схем классификации культурных ценностей.
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда
педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой), 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).
Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и искусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, пользующихся особыми формами государственной поддержки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенности владения, использования и распоряжения особо ценными объектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации
В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
СокачовБ.С. Социокультурная деятельность как феномен. -СПб., 1996. -С. 12. 66
67
Т.Г.Kuceneea, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным языковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого многонационального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.
В этом отношении опыт социально-культурной деятельности населения различных субъектов Российской Федерации существенно обогащается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп угвфждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изучение языков становится объективной необходимостью. Для русского, проживающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рекреативной среды дтя себя и для других русских в ином культурном окружении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подопечных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.
Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная само-
5ытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.
А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)".
К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.
Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).
Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).
В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.
Ерасов Б. С.Социальная культурология. -М, 1996.-С. 115-116. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996.
68
69
Т.Г. Киселева. Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность
Др\ гими словами, культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.
Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта.
Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники.
В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняется тем, что в тех или иных сферах общественной практики культурное наследие как социальное явление актуализируется (проявляется) на нескольких уровнях - мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании составляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации.
Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, облада-
- Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет культуры и искусств
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
- Раздел III. Субъекты социально-культурной
- Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368
- Раздел V. Социально-культурные технологии 404
- Вводная часть. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
- 1. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
- 2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках
- 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
- 4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
- 5. Характеристика социально-культурных процессов
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I- Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- РазделIi.
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 1. Досуг и досуговая деятельность
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 2. Образование и карьера
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Социально-культурные истоки искусства
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Народная педагогика и самобытное народное творчество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Т.Г. Киселева, ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная реабилитация
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной Оеятельности
- Правовые основы
- Тт. Киселева, ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность
- Принципы и подходы
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 3. Социально-культурные институты
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- 4. Семья как социально-культурный институт
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7, Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- РазделIv. Ресурсы социально-культурной деятельности
- 1. Понятие ресурсной базы
- 2. Нормативно-правовой ресурс
- 3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс
- 4. Финансовый ресурс
- 5. Материально-технический ресурс
- 6. Информационно-методический ресурс
- 7. Морально-этический ресурс
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 3. Сущность и классификация социально-культурных технологий
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 4. Культуротворческие и культуроохранные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 5. Рекреативные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- 6. Образовательные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 7. Социально-защитные и реабилитационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 9. Исследовательские технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 10. Проектные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 11. Альтернативные инновационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологи и
- 12. Технологии коммуникации и общественных связей
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 13. Информационно-просветительные и рекламные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии