logo
Т

4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

Категория содержания представляет собой одно из фундамен­тальных понятий теории и практики социально-культурной дея­тельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разно­видностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педа­гогическими требованиями.

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процес­сов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социаль­но-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направленного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных элементов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учитывать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковываю­щих энергию культуротворческих сил на местах.

Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в ре­гионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, основанный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и ак­тива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

В самом деле, вызванные демократизацией общества качест­венно новые процессы в социально-культурной деятельности раз