logo
Т

Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития об­щественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенарод­ного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу госу­дарства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении при­надлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и форми­рование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понима­ния особенностей обыденного сознания.

Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, что­бы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и само­стоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвя­зи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологиче­ски некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъ­ектами.

Главные приоритеты в регулировании и управлении социаль­но-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объ­екту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, рефе­рентной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридиче­ских и физических лиц, выступающих в качестве непосредствен­ных участников социально-культурных процессов. Среди них -государственные и негосударственные (общественные, коммерче­ские) структуры.

Социально-культурная деятельность характеризуется много­образием занятий, обусловленных принципиальной неповторимо­стью, уникальностью и самобытностью личности человека, по­свящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение Десятилетий между демократической природой культуры и авто-

91

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельностьj

ритарно-бюрократичсской системой управления ею; между реальыми потребностями и интересами населения и степенью их удов­ летворения; между возрастающим плюрализмом в нарождаю­ щемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняю-: щимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности. В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания де­тей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными соци­ально-культурными услугами интенсивно развивается любительство. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество традици­онных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономического (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то! они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия! состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы,! активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распространении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при это подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.