logo
Т

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

н по способам их достижения линий индивидуального развития разных детей, хотя, возможно, и пересекающихся внутри единого пространства-времени (хронотопа).

С другой стороны, образовательная среда - это множество разнооб­разных и уникальных по-своему личностных моделей мышления и дея­тельности человека. Эти модели тесно связаны друг с другом тем, что они реализуются в рамках социально-культурного занятия, и тем, что в них включены дети, и через них проходят трассы их индивидуального развития. Такой индивидуальный для каждого ребенка, подростка тип мышления и деятельности («мыследеятельный» тип) не является игру­шечным - в нем все по-настоящему, а не понарошку.

И тем не менее в нем всегда есть место для ребенка и окружающих его детей - и это место не внешних наблюдателей, а реальных участни­ков живого творческого, интерактивного процесса. При этом включен­ность ребенка в деятельность не означает его использование как бессло­весного исполнителя воли окружающих. Дети включаются в совместную со взрослыми поисково-разработческую деятельность одновременно и как ее проектировщики, и как исполнители своих же замыслов Профессиональное образование

Профессиональная траектория движения будущего специалиста к осуществлению своей карьеры предполагает наличие нескольких опре­деленных уровней его образовательно-профессиональной подготовки Каждый из этих уровней жестко ограничен минимумом знаний, умений и навыков, выдачей подтверждающего этот минимум сертификата ди­плома и предоставлением вероятной возможности занять соответствую­щее этим документам рабочее место на рынке труда.

Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов со­циально-культурной сферы состояла в преодолении ярко выраженных противоречий между: объективными потребностями социально-культурной сферы и отсутствием учебных заведений, обеспечивающих подготовку такого специалиста; долго господствующей в учебном про­цессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педа­гогику, педагогику формирующего развития и коррекции; схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала «букет» трафаретных умений и навыков, и прогрессивными технологиями, основанными на Диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная

эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, ин­дивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии; огромным количеством социально значимых задач, возникающих в ус­ловиях социума и его открытой среды, и некомпетентностью многих штатных работников, персонально отвечающих за их решение и др.

Развитие процессов трансформации содержания и технологии соци­ально-культурной деятельности предъявляло новые требования к систе­ме подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Требовалось обеспечить усиление гуманистического содержания образо­вания, повышение общего культурно-образовательного и профессио­нального уровня выпускников высших и средних учебных заведений культуры, развитие способностей ориентации и менеджмента в досуго-вой сфере, навыков сбора, анализа и оценки источников разнообразной культурной, социологической, экономической информации, социально-педагогическую и социально-психологическую подготовку к практиче­ской работе с различными группами населения.

Воспроизводство необходимого кадрового ресурса в социаль­но-культурной деятельности неразрывно связано с интеграцией в различные отрасли этой сферы представителей различных облас­тей научного знания, в частности общей и социальной педагогики, возрастной и социальной психологии, теории и истории мировой культуры, этики и эстетики и т.д.

Культурологическое образование - социально задействован­ная, а не изолированная система. В ней целесообразно использо­вать ряд технологических решений, в частности широко распро­страненный на Западе метод коалиций, когда вокруг наиболее ост­рых проблем объединяются усилия представителей разных науч­но-педагогических коллективов.

Культурологическое образование сегодня в перспективе -важнейший социально-инфраструктурный и социально-педагогический ресурс. Он должен не только затрачиваться, но и постоянно наращиваться, выступать в качестве эффективного ин­струмента проводимых социальных реформ, рычага экономиче­ской, культурной, социальной политики.

Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).

184

раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятелыюсти

Например, образовательно-профессиональная подготовка по специ­альности «Социально-культурная деятельность» включает в себя систему последовательных ступеней, открывающих перед будущим специали­стом возможность осуществления траектории его профессионального роста в сфере культуры, искусства, досуга, спорта, социальной защиты и др. Это: 1) профессиональное образование, 2)среднее профессиональное; 3) высшее профессиональное образование; 4) послевузовское профес­сиональное образование.

Кроме того, внутри вузовского образования и на его базе функцио­нируют параллельно и такие системы профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации, как: 1) бакалавриат (с выдачей по­сле четвертого курса диплома бакалавра- специалиста по работе в соци­ально-культурной сфере); 2) магистратура (с выдачей после шестого курса диплома магистра, научного работника-исследователя социально-культурной сферы); 3) аспирантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с трех-четырехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени кандидата наук; 4) докто­рантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с дву.ч-трехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени доктора наук.

Аналогичным образом выстраивается занимающая приоритетное место в профессиональной карьере система стажировок, повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы. Вот, например, в каком виде предстает технологическая схема этого процесса в Институте дополнительного профессионального обра­зования МГУКИ1. Для каждого из семи предметных технологических модулей («Менеджмент в социально-культурной сфере», «Маркетинг в социально-культурной сфере», «Правовое обеспечение в социально-культурной сфере», «Современные информационные технологии», «Практическая психопедагогика», «Дрсуговедение», «Сохранение мате­риальной культуры мира») предусмотрены четыре инвариантных ступе­ни обучения слушателей с количеством часов соответственно 36 час., 72 час., 150 час. и 500 час.

Обратим внимание, что на каждой ступени видоизменяются цель

См. подробнее: Гуманитарные технологии: программы профессиональной пе­реподготовки. - М: МГУКИ, 2003. -237 с.

185

Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность Щ

обучения, форма итоговой аттестации и характер сертификата, подтверждающего результаты обучения.

На первой ступени обучения (36 час.) целью обучения является стимулирование интереса к инновационному проектированию в социально-культурной сфере, итоговая аттестация проводится в форме защиты инновационных предложений, а видом сертификата служит справка о пройденном курсе обучения.

На второй ступени (72 час.) соответственно: формирование навыков в создании инновационного проекта; защита инновационного проекта; сертификат в виде удостоверения.

На третьей ступени (150 час.): овладение технологиями инновационной деятельности; защита инновационной программы; сертификат в виде свидетельства.

На четвертой, высшей ступени (500 час.): создание авторского инновационного проекта или программы; защита аттестационной работы: сертификат в виде диплома о профессиональной переподготовке.

Если сопоставить ступени обоих образовательных блоков, закрепляющих профессиональный карьерный рост специалиста - базового (семь ступеней) и дополнительного (четыре ступени), то в их содержательном наполнении обращает на себя внимание прежде всего преемст- венностъ социально-культурного образования, тенденция к овладению всеми фундаментальными, составляющими это образование элементами: 3 а) системой профессиональных знаний; б) практическими и интеллекту- альными умениями и навыками; в) компонентами творческой деятельности; г) эмоционально ценностным отношением к окружающей среде.Профессиональное социально-культурное образование как средство > и результат профессиональной траектории продвижения специалиста, обеспечения его профессиональной карьеры, правомерно в качестве ос­новы этого процесса избрать парадигму разведения содержания между четырьмя укрупненными элементами внутри базового блока (среднее специальное образование - незаконченное высшее - бакалавриатмаги­стратура) и между вышеприведенными ступенями блока дополнитель­ного (технологической сетки процесса переподготовки, повышения ква­лификации специалистов социально-культурной сферы).

Сам смысл подобной парадигмы разведения содержания заключает­ся в достижении, по крайней мере, двух существенных целей. Во-первых, достаточно четко вычленяется содержательное наполнение каждого уровня или этапа образовательной деятельности вначале студента,

Раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности

позднее - занятого на своем рабочем месте специалиста. Во-вторых, всодержании образовательного процесса на различных его стадиях и в практике различных обучающих структур преодолеваются линейность, параллелизм, дублирование и другие негативные стороны, которые от­рицательно сказываются и на профессиональном росте специалиста, и на эффективности социально-культурного образования в целом.

Образование относится к числу уникальных и наиболее эффектив­ных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциаль­ные процессы в среде подростков и молодежи

Ведущими принципами реформы системы образования становятся принципы непрерывности и гуманитаризации, которые влияют на удов­летворение этнокультурных запросов. Непрерывность образования (в качестве сверхзадачи - превращение образования в образ жизни) означа­ет удовлетворение этнокультурных потребностей на всех стадиях обра­зования. Особое значение приобретают дошкольное обучение и семейное воспитание, поскольку этническая идентификация приходится на самые ранние годы жизни.

Непрерывное образование и самообразование

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно вос­производит условия своего собственного существования.. Оно (воспи­тание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»1

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Дюркгейм Э.Педагогика и социология /ЩюркгеИм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995. - С. 254.

187

I

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешколь- ные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (от­личие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. От. шчие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция),причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного Я знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных! «учебных материалов».Граница между образованием и самообразованием не является жест- § кой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо прелполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две | формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формально j обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или! иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение! и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, Прош Бедственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».

Структура института непрерывного образования включает те | учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают! обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-1 вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и 1 самообучение (см. табл. 1).