logo
Т

Раздел V, Социально-культурные технологии

стью, так как не подкрепляются финансовыми и организацион­ными мероприятиями, оснащением оборудования и создания без­барьерной среды. Если к этому добавить, что обучение кадров. специализирующихся на социокультурной реабилитации, только набирает силу, а учебные планы по арттерапии и игротерапии да­леко не всегда включаются в программы подготовки, то стано­вится совершенно очевидным, что сейчас делаются только первые шаги на пути к поставленной цели.

Использование социально-культурных технологий помогает детям с ограниченными возможностями развить творческую дея­тельность, коммуникативные навыки, умение общаться с аудито­рией. Творческий компонент позволяет избежать монотонности и однообразия в осуществлении соответствующих реабилитирую­щих заданий.

Кроме того, возрастает социальная и личностная значимость того дела, которым занимается несовершеннолетний инвалид. Многие современные компьютерные или художественно-приклад­ные социально-культурные технологии могут стать и часто дейст­вительно становятся источником его дальнейшего самоопределе­ния и самообеспеченности. Те же компьютерные услуги или заня­тия народными промыслами относятся к наиболее гарантирован­ным видам деятельности на рынке труда.

Если в недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось госу­дарственными органами, то в современных условиях перехода к рыночным отношениям этот контроль ослабляется и усиливается тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. Несовершенство законодательной базы и слабая социальная за­щищенность лишают инвалидов возможности эффективно сопро­тивляться этой тенденции,

В 1992 году в стране было приняты указы Президента Россий­ской Федерации - «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формирова­нию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Эти документы послужили своеобразным стимулом для развертыва­ния социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и

459

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

внедрению разнообразных терапевтических технологий, основан­ных на использовании средств культуры, образования, искусства, спорта.

Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в исторически сложившихся, традици­онных, но и в новых видах социально-культур ной деятельности, Это относится, в первую очередь, к социально-защитным, реаби­литационным технологиям, направленным на создание необходи­мого образовательного, профессионального, рекламно-информа­ционного, досугового пространства для социально ослабленных и социально незащищенных групп населения

Библиотерапия- важная часть процесса реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Существующая в стране сеть шциально-культурньгх учреждений и организаций вносит посильный вклад в работу по социальной защите и реабилитации пожилого населения и инвалидов, используя доступные для себя технологические возможности.

Важное место в реабилитационном процессе принадлежит библио­терапии. Россия, как и большинство других государств, признала Ма­нифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994), в котором, в частно­сти, специально сосредоточено внимание на правах особых групп поль­зователей. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» (1994) и в ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, устанавли­вается, что «слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное об­служивание и получение документов на специальных носителях инфор­мации в специальных государственных библиотеках и других общедос­тупных библиотеках» и что «пользователи библиагек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недос­татков, имеют право получать документы го фондов общедоступных биб­лиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обес­печиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюдже­тов и средств федеральных программ» (статья 6. пункты 2,3). В нашей стране накоплен опыт реализации специальных государственных и ре­гиональных программ, предусматривающих библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями. Разработанный с целью развития библиотечного дела проект федеральной программы «Система библио­течного обатуживания инвалидов в Российской Федерации» был поддер-

460