logo
Т

3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-

109

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ', наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с ; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как ; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»

ПО

Раздел L Теоретические основы социально-культурной Оеятельности

народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрож­дение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство нацио­нальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механи­ческого» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчи­вость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощути­ма роль такого психологического феномена, как внушение. На многосто­ронность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М.Вахтеров, ИЛ.Павлов, К.И.Платонов и другие отечественные пси­хологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода псачо-логического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе лю­дей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувст­ва», полной отключенности от личного отношения к окружающем)' (соз­дания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтиро­ванного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения заме­шана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практи­ка продвижения и утверждения ее «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его ор­ганизации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологи­ческих «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от то­го, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устой­чивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое рас­пространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опрос­ные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. под­робнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактери­зовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рек­реативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.

Как известно, одна из актуальных задач в работе с участни­ками социально-культурных общностей (студий, учебных кур­сов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информа­ция, полученная с помощью анкетирования и опросов в рефе­рентной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специа­листа-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введен­ное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными

112