logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопро­сы, связанные с целями и задачами исследования. В практике со­циально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о со­стоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновид­ностями технологий опроса являются анкетирование и интер­вьюирование.

К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии

Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными фор­мами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятель­ности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вно­сит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множе­ство коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, пре­доставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения попу­лярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию. Творческое соперничество между специалистами со­циально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегивае­мое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, раз­влекательно-игровых программ.

484

Технология наблюдения позволяет осуществлять непосред­ственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений и социального поведения индивидов, групп, общностей и на осно­вании полученной достоверной информации, доступной воспри­ятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В приклад­ных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, системати­ческое и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблю­дение подразделяется на включенное (исследователь в составе группы участвует в совместном решении поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего на­блюдателя). В формализованном наблюдении, в отличие от не­формализованного, ставится определенная цель и обязательно фиксируются результаты.

Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления осо­бенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явле­ния, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:

485

Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильпиков. Социально-культурная деятельность

В практике социально-культурных исследований широкое распро­странение получила технология педагогического эксперимента, суть которой состоит в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факто­рами и, с другой стороны, полученными результатами. Аналогичным образом используется и технология методического эксперимента. С ее помощью устанавливается наличие либо отсутствие определенной взаи­мозависимости или взаимосвязи между способами и методами приобре­тения необходимой технологической информации и степенью её исполь­зования в практике социально-культурной деятельности.

Примерные темы семинарского или практического занятия:

  1. Методика формирования социального заказа для досутовых центров.

  2. Семинар-дискуссия на тему <<Диагностика досутовой среды: что она в себя включает?»

В качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятель­ности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте написание сценария, в котором Вам необходимо изложить несколько наиболее вероятных вари­антов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет предвидеть и избежать случайностей.

В качестве прогнозирования развития какой-либо важной для Ваше­го региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий контент-анализ или сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях.

Придерживайтесь следующей схемы сбора материала для контент-анализа или сканирования: названия газет и журналов, периодичность их выхода в свет; тема и ключевые понятия для отбора и анализа информа­ционных материалов; жанр материалов; оценка научно-методического уровня анализируемых публикаций (глубокий, фрагментарный, профес­сиональный); эффективность публикации (по материалу принято реше­ние; публикация стала предметом дискуссии; на материал получены от­клики или реакции не последовало и т.д.),

По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими вы­водами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании.