logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

для России представляет собой объективную и исторически оправдан­ную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативньгх структур, общественных объ­единений и формирований в России издавна были известны такие яв­ления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомо­ществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпри­нимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Исходными понятиями для характеристики общественных субъ­ектов социально-культурной деятельности являются термины «обще­ство», «общности», «общественные формирования».

В контексте нашего предмета общество рассматривается как со­циально-культурная система, представляющая собой результат взаимо­действия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего суще­ствования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходи­мыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

В истории мировой цивилизации широко известны два вида обще­ства, которым свойственен соответствующий тип социально-культур­ной системы - общество традиционное (доиндустриальнос) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется слабой дифференциацией социально-куль­турных институтов, духовность и социальная сплоченность в нем обес­печиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурньгх институтов, высоким уров­нем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры,

Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных: общностей и общественных форми­рований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-к> льтурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и ни­кому не удавалось «учредить сверху»- Поэтому и есть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не

331

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильпиков. Социально-культурная деятельность

возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает посте­пенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность не только в доста­точно четких и обоснованных описаниях государственных и негосу­дарственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих соци­ально-культурных общностей и общественных формирований.

В последние годы значительно активизировалась деятель­ность многочисленных социально-культурных общностей и об­щественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это отно­сится к многочисленным общественно-добровольным формиро­ваниям типа социально-культурных фондов, движений, инициа­тив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяет проследить ис­следования, проведенные российскими педагогами и психологами в тече­ние последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контак­тов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенден­цию к снижению до 7- 8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социатьно-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, фор­мирования се субъектной позиций является создание условий, при кото­рых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удов-

332