logo
Т

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовос­питанию и саморегулированию поведения',

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассмат­риваться как самостоятельная подсистема общей системы социализа­ции личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического соци­ально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно она является важнейшей функцией государствен­ных и негосударственных структур, сферой приложения усилий много­численных общественных движений и инициатив, средством рацио­нального использования свободного времени различных групп насе­ления.

Природа и назначение социально-культурной деятельности иссле­дуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г. , Красильников Ю.Д.,Лисовский ВТ., Фельдшгейн Д.И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР, ВНИК «Школа-микрорайон». - М, 1990.

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной дея­тельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодейст­вии названных направлений.

Социально-культурная среда

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содер­жательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Го­воря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сфе­рой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения та­кие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, сво­бодное и широкое распространение информации.

Принято считать, что культурная среда творится профессио­нальными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специали­зированными государственными и негосударственными организа­циями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы со­держится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сво­дится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобное «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются куль­турная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

На протяжении многих лет под социально-культурной дея­тельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо ока­зание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ре­монте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры,

78

Т.Г. Киселева, JO.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно от­работать на строительстве объектов культуры и быта определен­ное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного прин­ципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, не­обходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предло­жением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных инсти­тутов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого про­цесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объек­тивных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким обра­зом, конкретное своеобразие и проявление общественных отноше­ний в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участника­ми социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо фор­мальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер,

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты обще­государственного масштаба, микросреда - это сфера действия ма­лых групп и входящих в них личностей, их непосредственное со­циально-культурное окружение.