logo
Т

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ния лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гарантией максимального сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали предложения, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались частью заповедного фонда России. Забота об экологической чис­тоте досугово-оздоровительных и культурных центров закономер­на и с социальной точки зрения оправданна. Требования к приро­доохранной и досугово-оздоровитсльной (рекреационной) дея­тельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблужда­ются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятель­ности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рек­реационная деятельность, даже в местах кратковременного разме­щения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено использование моторных средств передвиже­ния (автомашины, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в совре­менном виде является хозяйственной деятельностью и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного, воздейст­вия на природу Речь, следовательно, может идти о жестком огра­ничении способов использования земельных и водных угодий. ухудшающих условия сохранения основных природных ценно­стей, ведущих к утрате ими своих лечебных и оздоровительных свойств.

Досуг и охрана окружающей среды

Досуг - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека по­сле выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, свя­занных между собой: самообразование, культурное общение, физ­культура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два на­правления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых - нерегулируемое во времени и про­странстве использование свободного (досугового) времени с не опреде-

165

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ленными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых - планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп - круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом негосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный - в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там - хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально- культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начат, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоевобщества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материально-технической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финанси- рования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.