logo
Т

2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развива­ются феодальные отношения. В то же время на развитие просве­щения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев об­щества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметно­го времени. Неграмотность была присуща большей части населе­ния, распространялись темные суеверия, происходило «огрубле­ние» семейных нравов.

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ог­раничивалось низким социальным статусом женщины, ее положе­нием затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раз­дельное проведение свободного времени мужчинами и женщина­ми.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном ра­венстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается матери­альная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло ко­лоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последую­щих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В исторических хрониках того времени находим первые упо­минания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад раз­личных сословий и социальных групп.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной сто­роны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздни­ки весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанав­ливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, со­чинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домо­строй» XVI века представлял собой типичный образец свода жи­тейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое по­ложение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вво­дом новых его видов представителями дворянства, ориентирован­ными на Запад.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая ак­тивно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Церковная община развернула активную деятельность в облас­ти развития народного просвещения, устройства училищ. Из Ви­зантии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период яв­лялось просветителем народа, его нравственной опорой, а благо­творительность рассматривалась как необходимое условие лично­го нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерус­ской школы. В то же время анализ разного рода документов (чело­битных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Жи­тий» русских святых дает возможность сделать выводы о характе­ре развития просвещения.

Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.

В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Та­ким же «рассадником просвещения» в России и Киевская

академия.