logo
Т

Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности

Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабо-чего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или реко­мендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования. Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Проблема досуга как социально-культурной категории не от­носится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традицион­ного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздни­кам и будням1.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития по­нятия «досуг». Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории со­циально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широ­ко и означает время, достаточное для достижения какой-либо це-

1См.: Бакштейн ИМ. Социальные функции досуга и проектирование учрежде-

ний культуры. Дис.канд.филос.наук (ИСИ АН СССР). М., 1985, Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис.докт. философ.наук - Л., '981; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - Изд. 2-е - М МГУКИ, 2003.-296 с.

151

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ли, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безде- лье.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Да­ля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «до-: суг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и упот- • реблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досу­жий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предпола­гает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «дося­гать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современ­ном словаре русского языка СИ. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий - сво-i бодный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на до­суге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на ис­торию досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возмож­ность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя: их функции различались на практическом уровне, имели одинако- вое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охва- тывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто со-, четались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра, входила в работу и становилась ее частью.

Что касается термина «досуг», то, по мнению целого ряда уче­ных, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. В аг­рарный период трудовой год проходил под знаком каждого прохо­дящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упор­но, в плохую - работали меньше либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного бы-

152