logo
Т

Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

неотъемлемой частью,

На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различ­ным сферам общественной жизни и деятельности (образование, мате­риальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально зна­чимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, быто­вой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накоп­ления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эф­фективность этого социально-культурного института, его средств и ме­тодов реализации образовательных, воспитательных, оздоровитель­ных и других задач, существенных для общества и личности.

Наряду с другими видами социально-культурной деятельно­сти существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные зна­ния, принципы, правила и методика использования физических упраж­нений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические усло­вия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие тления физической культуры, спортсооружения, оборудование, ин­вентарь и т.д.

Физическая культура как вид социокультурной деятельности ха­рактеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе сте­пень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уро­вень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полез­ные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Физическая культура может существовать и существует не только в форме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния че­ловека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в пер­сонифицированной форме).

Наиболее существенным результатом полноценного использова­ния физической культуры, реальным в условиях органического вне-

219

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

дрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплекс-ных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренно­сти, согласуется с закономерностями развития личности и долго­летнего сохранения здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимо­сти от стадии социального развития в соответствии с реальными тре­бованиями общества.

Таким образом, физическая культура - органическая сфера соци­ально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и| развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного? развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования.

Физическая культура является многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и лично ста к физической культуре и спортивному стилю жизни.

Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценно­стей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную дея­тельность; воспитание у населения потребности в физкультурно