logo
Т

7. Морально-этический ресурс

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, кото­рые регулировали бы все существующие в нём общественные от­ношения - политические, экономические, социальные, культур­ные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опи­раются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не ис­черпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотруд­ников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как сви­детельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

398

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельн

специалистами необходимых этических, нравственных hodm правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвую­щих в социально-культурных процессах, с полным правом мо­жет быть охарактеризована как морально-этический ресурс Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное на­чало органически входит в любое из ее проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результа­тов социально-культурной деятельности, оправдания ее общест­венного предназначения. С его помощью происходит нравствен­ная регуляция профессионального поведения специалиста, заня­того в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно свя­зано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образова­ния, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних ус­тановок профессионала, которыми определяется уровень его ак­тивности в тех или иных видах социально-культурной деятельно­сти. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими си­лами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции Наконец, профессиональная позиция спе­циалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его иден­тичности со своей профессиональной группой, степенью освое­ния целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта,

Как известно, в квалификационной характеристике специали­ста социально-культурной сферы отражается совокупность про­фессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуе-

399

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста соци­ально-культурной сферы определяется и его должностной инст­рукцией - своего рода квалификационным стандартом, установ­ленным для данной профессии или должности. Основное предна­значение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, за­казчиками, конкретными общностями людей (социумами), пред­ставителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распро­страняется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации,

К морально-психологическим установкам, отличающим под­линного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответ­ственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культур­ной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взя­ты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специали­стов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная от­ветственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культур­ной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность от­ражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими

400

Т. Г. Киселева, Ю.Д Красильников. Социально-культурная деятельность

последствиями, которые он может иметь для общества, отдельногосоциума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответст­венности выступает и как сложное понятие, включающее ответст­венность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регу­лирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отли­чие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на круп­ные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телема­рафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этич­ного поведения с клиентами и пользователями социально-куль­турных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрите­лей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ре­сурс социально-культурной деятельности и гарантирующих ис­полнение профессионального долга, следует особо выделить кате­гории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти уста­новки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами)), четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в прак­тике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их со­блюдению о специалисте складывается одобрительное обществен­ное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нрав­ственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне само­оценки специалистом степени соответствия своих профессио­нальных поступков, своего профессионального поведения крите-

401

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социо­лога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необхо­димым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики спе­циалиста социально-культур ной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приори­тета общественных интересов и общечеловеческих гуманистиче­ских ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоот­ношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий,

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто сле­дует этим принципам в своих повседневных служебных обязанно­стях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федераль­ных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксиро­ваны базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессиона­лов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, дея­телей литературы и искусства и других. Принципы служат мето­дологической базой их профессионально-нравственного поведе­ния, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия,

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприят­ного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или

402

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психоло­гический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потен­циала личности и всего коллектива, эффективному задействова­нию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам сё создания и развития?

2

В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

  1. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоя­ нию страны, от аналогичной поддержки массовых учрежде­ ний социально-культурной сферы?

  2. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культур ной сферы Каковы требования к условиям и организации такого самофи­ нансирования?

Учебные задания

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельно­сти социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культур­ную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, заня­тых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этиче­ских взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «пе­дагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - пе­дагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», ((педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)», 2) > журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», ((журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть»,

403

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность