logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

пользования той или иной коммуникационной технологии оказы­вают определенное влияние качественные характеристики источ­ника информации - его статус, надежность, квалификация. Эф­фективность коммуникационного процесса зависит и от целого ряда других факторов - общей ситуации, темы сообщения, време­ни оглашения информации,

Коммуникационный процесс в том виде, в каком он функцио­нирует в социально-культурной сфере, отличается многообразием используемых здесь технологий.

Среди них прежде всего следует назвать специфические для каждого социально-культурного института (школы, театра, музея, планетария, рекламного агентства и т.д.) технологии кодирования и оформления информационного сообщения для последующей коммуникации. Суть кодирования состоит в пе­реводе исходной идеи, замысла, сюжета на язык, доступный и понятный получателю в лице конкретной аудитории зрителей, слушателей или читателей.

Социально-культурная деятельность отличается бесконечным разнообразием форм кодирования общественно-политической, на­учной, художественной, социальной и другой информации с по­следующим их использованием в коммуникационном общении.

В одних случаях технология кодирования направлена на орга­низацию межличностного и межгруппового общения. Для меж­личностного общения предметом кодирования информации явля­ются диалоги и беседы с глазу на глаз, инструктажи, консульта­ции, интервью. В межгрупповом общении в качестве предмета ко­дирования выступают официальные речи, лекции и семинары, конференции и заседания «круглых столов», совместные дискус­сии, сессии вопросов и ответов. Широко известны и такие формы кодирования информации, как устные заявления, свидетельства, совещания персонала, производственные совещания, консульта­ции и консилиумы. Специфический характер кодирования носят многочисленные способы неформальных коммуникативных кон­тактов - неформальное обсуждение, интервью, коллективные ме­роприятия, персональные отчеты.

Свой «язык» кодирования информации широко применяется в документации; учебных программах, справках, отчетах и т.д.

500

501

ТТ. Киселева, Ю,Д. Красильников. Социально-культурная деятельность