logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняюттрадиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности Говооя об этом виде социально-культурных технологий, следует подчерк­нуть, что под художественным ремеслом в данном случае подра­зумевается производство материальных предметов, имеющих осо­бое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспро­изводства художественных образцов с помощью техники или руч­ного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах истори­чески сложившихся форм и стилей, так и современные, базирую­щиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние пред­ставляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу куль-туротворческой деятельности.

Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от худо­жественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назна­чение. В отличие от преимущественно декоративных изделий ху­дожественных ремесел поделки для быта быстро выходят из об­ращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетсние, изготовление красивой обуви, макраме).

Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», осо­бенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарны­ми нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социаль­но-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой ис­точников необходимого сырья и материалов, естественным ухо­дом из жизни самих авторов технологий

Проблема возвращения утраченных технологий, восстановле­ния их в буквальном смысле этого слова практически неразреши­ма. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая

431

T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.

Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых про­мыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эта­лона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и друтие,

По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации пред­ставляют собой уникальные регионы. На их территориях культи­вируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собст­венностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в круп­ных промысловых артелях и промышленных цехах.

Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирова­ния, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массо­вое любительство при проведении праздников и обрядов. Само­деятельное искусство становится основой возрождающихся на­родных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традицион­ных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, ху­дожественно-творческих товариществ. Дифференциация художе­ственных потребностей и интересов населения обусловливает по­явление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и бы­та становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии тек­стильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, худо-

432

Раздел У. Социально-культурные технологии

жественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важ­нейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, воз­можных направлений творческого саморазвития,

Среди таких технологий особое место принадлежит организа­ции круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их кон­тингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навы­ками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодея­тельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предпола­гающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, орга­низацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведе­ние экскурсий и путешествий художественно-культурной, истори­ческой или экологической направленности, участие в благотвори­тельных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур, В рамках этого процесса активно форми­руется устойчивая локальная культура, дифференцированная в со­ответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упроща­ется характер планирования, учета и отчетности. Отменяется же­сткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной дея­тельностью. Упрощается система регистрации любительских объ­единений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным фор­мам самодеятельности по месту жительства. Расширяются мас­штабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

433

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В системе самодеятельного художественного творчества реа­лизуется отход от прямого дублирования структур профессио­нального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентиро­ванного на фольклор и оригинальные виды современного народ­ного творчества. Акцент переносится на культуротворческие про­цессы в открытой социальной среде. Основным принципом разви­тия самодеятельности становится принцип художественного плю­рализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям лю­бителя. Происходит активное сближение и пересечение профес­сиональных и непрофессиональных структур. Юридически закре­пляется правовой статус мастеров народного искусства. Утвер­ждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным яв­лениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент,

Культуроохранные технологии

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федераль­ном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенст­вование учета объектов, входящих в культурное наследие

Актуализация культуроохранного технологического комплек­са обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная ох-ранно-реставрационная служба по ряду причин не может в оди­ночку решить всех проблем регенерации культур но-исторической среды того или иного региона.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современ­ных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые при­меты и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастно­го, социального, профессионального, этнического культурного -сообщества, превратить их в активно функционирующие элемен­ты современных образовательных, художественно-творческих,

434