logo
Т

Раздел V, Социально-культурные технологии

деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка. мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, ста­новясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка

- Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семенников», «завалинки», «теат­ральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива: «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»: «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от це­левого назначения и психологического контекста игровые техно­логии могут быть разделены на несколько поведенческих типов,

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосход­ство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, кон­курсах эрудитов, предоставляющих возможности для использова­ния своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой дея­тельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представ­ляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент пере­носится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедони­стические ощущения, что в определенной мерс граничит с само­манипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

445

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность