logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Огромный монстр, на которого начали автоматически перено­сить термин «культура» в его откровенно примитивной культуро­логической трактовке, отнюдь не исчез и сегодня. Он обладает способностью к мимикрии, адаптации к любым потрясениям и да­же трансформации для выживания в новом качестве.

Только интеграция просвещения, образования и художествен­ной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социаль­ной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает ис­ключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реали­зовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художе­ственное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлин­ную гуманитаризацию всей системы образования, на деле вопло­тить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населе­ния.

Процесс интеграции и преемственности в теории и практике социально-культурной деятельности отчетливо прослеживается на примере одной из её родовых дисциплин - парковедения.

Современное парковеденис представляет собой комплекс теорети­ческих и практических знаний в области содержания, методики и орга­низации работы парков как наиболее массовых учреждений культуры Свой научный и практический статус отрасль парковедения обрела благодаря интеграции и внедрению информационного багажа из об­ласти педагогики, психологии, экологии и целого ряда других конкрет­ных дисциплин, всегда имеющих принципиальное значение не только Для парка, но и для всех других субъектов социально-культурной сфе­ры.

К таким отнюдь не частным, а общеметодологическим для всей социально-культурной практики положениям относится, например, сис-

52

53

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

тема знаний в области социологии, которая используется для того, что­бы объективно оценивать тенденции в развитии паркового социума и во взаимодействии парка с окружающей средой. Таким же образом пар-коведение опирается на данные психологии - для представления о мо-тавации и убеждениях парковой аудитории; антропологии - чтобы по­нимать влияние физической организации человека и его биологической природы на его поведение и общение в условиях парка; истории - для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на раз­личных этапах жизни общества.

Сказанное относится к экономике и праву, культурологии и этногра­фии и другим наукам. Парковедение использует данные междисципли­нарных исследований, таких как теория коммуникаций, теория общест­венных отношений, теория вероятности и т.д. В проводимых исследова­ниях применяется весь арсенал средств и методов научного анализа соци­ально-экономических, духовных и общественно-политических процес­сов, характерных не только для парка, но и многих других социально-культурных институтов.

Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессио­нальной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы. На рубеже XX-XXI веков Москов­ским государственным университетом культуры и искусств нако­плен опыт по осуществлению долгосрочных комплексных про­грамм обучения кадров по различным специальностям и специали­зациям социально-культурной отрасли в соответствии с социаль­ным заказом государственных ведомств и общественных органи­заций.

В современной ситуации быстро происходящих социокуль­турных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повы­шения критериев требований к качеству профессионального, выс­шего и среднего социально-культурологического образования. Се­годняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных си­туациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Менеджеры, педагоги, культурологи, социологи, психологи, технологи, вооруженные профессиональными знаниями в системе

«человек - культура - общество», призваны быть готовы к откры­тому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в со­циуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого ребенка, подростка, взрослого - о его настоящем и будущем, реальном ос­мыслении и способах решения возникающих проблем, преодоле­нии трудностей и противоречий - социально востребован и необ­ходим в повседневной практике каждого подготовленного специа­листа.

В содержании и методиках культурологического образования основной акцент переносится на умение специалиста самоутвер­диться и самореализоваться в конкретных видах досуга и творче­ства, сформировать такое же умение у тех, с кем он работает (у детей, подростков и взрослых). Поэтому комплексные программы подготовки специалистов по профилю «Социально-культурная деятельность» достигнут своих целей, если с самого начала будут ориентированы на развитие у них творческих начал, на привитие им вкуса и желания заниматься творческим поиском необходимых путей, способов и средств воздействия на социально-культурную сферу.

Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, ре­жиссеров, технологов культурологического профиля как высоко­квалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промы­слов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между раз­личными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуго-вых проблем на локальном уровне.

Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по суще­ству, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого фуга родственных по направленности наук, предполагает также мастер-

54

55

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ство и умение специалистов по эффективному применению их на прак­тике.

Социально-культурная деятельность: морфология термина

Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ ее структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принци­пиальных подходов: Ш1ституционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем возмож­ность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, свя­занных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изу­чением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта. Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие со­циально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объ­ектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В кон­тексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологиче­ского явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только со­поставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаи­мозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современ­ного развития.

Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой сис­темой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культур­ной, соединенных причинно-следственными связями.