logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина. закономерно является необходимым условием и результатом де­мократизации социально-культурной политики.

Территориальные социально-культурные общности

В отличие от корпоративных общностей, территориальная соци­ально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность. представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эсте­тические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - кон­кретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте тер­риториальной социально-культурной общностью является город. Упот­ребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общ­ностью, город всегда представлял и представляет собой общественна значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, кото­рыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании совре­менников был центром притяжения духовных и материальных устремле­ний, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расшире­ние культурной стороны деятельности с древних времен становилось су­тью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не слу­чайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культур-ного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город посте­пенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в сред­невековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оста­валась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, >трзты многих функции город дольше всего сохранял именно свой культурный статус

34'

Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок го* рода или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному per-рессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества го­родской среды. - М, 1986. - С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправ­ленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реа­лизации культурной функции город и горожане адаптируются друг к дру- j гу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповто­римой культурной индивидуальности города практически работают все* составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, apf J хитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досугай спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других.! близких ему социально-территориальных общностях (например, посел-1 ках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, ди- \ намичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой! социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен ин­дивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как 1 бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

Например, свадьба является свидетельством общественного при­знания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чув-1 ства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообще- \ ства, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные на­выки поведения и общения людей в социально значимых обыден­ных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и спо­собы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Общественные формирования и их типология

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добро- 1

348