logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера­тивов; развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в по­ставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудо­вания, оказание транспортных услуг, размещение полиграфи­ческих заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в соци­ально-культурной сфере, участие в организации и финансиро­вании международных детских, молодежных, взрослых про­грамм социально-культурного профиля.

В процессе формирования социально-культурной среды кон­кретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (ком­мерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, само­окупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ве­домства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведом­ственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предпри­ятия обладают правом добровольного вклада своих средств в со­циально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спон­сора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-куль­турной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерче­ский) сектор проявляет активную предприимчивость и инициа­тиву, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населе­ния, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо­тоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном поль­зовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на при­влечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-

344

345

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ляготся туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерче­ских зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и про­грамм. Это объединение финансовых средств, трудовых, матери­альных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице госу­дарственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культур­ных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убыт­ков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добро­вольное объединение материально-финансовых средств для вос­становления или ремонта историко-культурных памятников, орга­низации благотворительных акций для воспитанников детских до­мов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, обра­зуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обяза­тельных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; все­мерное поощрение и создание льготных условий для стимулиро­вания добровольного материально-финансового участия государ­ственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии со­циально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культур­ных инициатив и движений являются меценатство и благотвори­тельность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и худож­ников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись пол­ное обеспечение свободы творчества и творческого самовыраже­ния деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, остав­ляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценат­ство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-

346