logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

влияния этой разновидности социально-культурных институтов наобласть досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведе­ние их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного от­дыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования,

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специапьных изданиях .

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммер­ческих центров, корпораций и т. п. вес большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общест­венной жизни коллектива. Например, негативные процессы в со­циально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой. социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоре­чия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания)) трудового коллек­тива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности,

В формировании и реализации научно обоснованной и соци-ально_обсспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают соци-

; См.: Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. - С. 345 - 362

341

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

алъные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, органи­заторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспита­тельная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (вос­питание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрас­тающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений), В современных условиях происходит посте­пенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внера­бочее время, за выполнение ими своих родительских обязанно­стей.

При этом благоприятными условиями для воздействия кол­лектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производст­венные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает до­полнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жи­лой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллек­тива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их житель­ства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесооб­разными представляются поиск и установление «точек соприкос­новения», взаимодействия между различными сферами жизнедея­тельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом,

Первый этап такого взаимодействия - связь между общест­венными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий кол­лектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоох-

342