logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ное представление о социально-культурной природе любой кор­поративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий соци­ально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является по­лучение прибыли, достижение максимальных экономических ре­зультатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридиче­ских норм и установлений. Каждая современная социально-куль­турная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся слож­ной частью окружающей социальной среды.

Корпоративная культура не может механически заимство­ваться или внедряться, она органически складывается в естествен­ном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназна­чение, миссия (философия, идеология) данной социально-куль­турной общности, ее базовые цели и кодекс поведения её участни­ков.

В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество со­ставляющих, от которых зависит самое существование организа­ции: её социально-культурная принадлежность, биография, тради­ции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общест­венного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - мало­обеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предпри­ятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно

337

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

руководствоваться чисто юридической ответственностью. Прихо­дится невольно брать на себя ответственность социальную, урав­новешивать свои экономические цели с экономическими и соци­альными интересами своего окружения,

Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того со­циума, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обя­зательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

Как социально-культурная общность, любая корпорация обя­зана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую за­боту об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляе­мых сотрудникам по медицинскому и культурному обслужива­нию. В последние годы существенно расширилась практика уча­стия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ в организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворе­ние интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: ор­ганизацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортив­ных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных меро­приятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортив­ных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеоком­плексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» соци­ально-культурного обеспечения зависит не только от социально-

338