logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

ные, проектные, игровые, арттсрапевтические технологии, многиеиз которых носят поистине уникальный, инновационный характер.

На взгляд исследователей, формулировка такой проблемы, как освоение жизненно необходимого для инвалида пространства с помощью социокультурных технологий, по сути, определяет на­правленность необходимых информационно-методических мате­риалов.

Муниципальное образовательное учреждение «Центр лечеб­ной педагогики», созданное в 90-х годах по инициативе админи­страции г.Пскова, городской Ассоциации родителей детей-инва­лидов и Евангелической церковной общины г. Вассенберга (Гер­мания), рассчитано на обучение, воспитание и развитие, социаль­ную и трудовую адаптацию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, моторики, вызванными органическим поражением центральной нервной системы. Одна из главных задач данной школы-центра - включить в социально-культурное и образова­тельное пространство детей, ранее называвшихся «необучаемыми>.' и не имевших возможности посещать какое-либо учебное заведе­ние. Обеспечивая дневное пребывание для учащихся в возрасте от 6 до 18 лет (50 мест), Центр даст возможность родителям работать, а после работы заниматься воспитанием ребенка в семье, не пере­давая его в интернатное учреждение.

В 2003 году в связи с юбилейными датами - 1100-летием го­рода Пскова и десятилетием своего существования, Центр разра­ботал и реализовал несколько масштабных некоммерческих про­ектов под избранным девизом - «От культуры полезности к куль­туре достоинства». В их числе - международная конференция «Социально-психологические основы интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями», молодежный рос­сийско-немецкий музыкальный проект «Путь к миру, толерантно­сти и интеграции» и праздник, посвященный 10-летию Центра ле­чебной педагогики.

Помимо реализации широкого объема чисто менеджерских и рекламно-информационных функций, авторы проектов привлекли широкий комплекс вспомогательных реабилитационных техноло­гий, направленных на максимальное развитие креатива самих учащихся Центра лечебной педагогики, их творческой фантазии,

J.S"

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

музыкальных, конструктивных, художественных, любительских способностей. Заблаговременно весь контингент учащихся Цен­тра был разделен на несколько мелких групп по 3-5 человек, каж­дая группа во главе с педагогом выполняла конкретное задание: одни репетировали концертные номера, другие занимались изго­товлением сувениров, третьи выпекали на продажу вафли, четвер­тые вырезали флажки для праздничных гирлянд и т.д.

Каждая из технологий не только носила характер своеобраз­ного реабилитационного тренинга, но и включала в себя богатую морально-психологическую, эмоциональную мотивацию: «делаем своими руками, приносим пользу, нас будут уважать: о нас будут говорить». Занимаясь в течение года подготовкой мероприятий, педагоги, учащиеся и их родители получили возможность не толь­ко освоить какие-либо новые для себя функции и навыки, но и проверить уровень их закрепленности у детей и подростков с тя­желыми и множественными нарушениями.

Проблема активного включения инвалидов в культурное про­странство с помощью социокультурных технологий ведет к необ­ходимости существенной перестройки образовательной деятель­ности школ, вузов, средних специальных учебных заведений в со­ответствии с требованиями жизни и реабилитационными зада­чами. Не секрет, что не только учителя и работники учреждений культуры, но и сотрудники реабилитационных центров часто не­компетентны в социокультурной реабилитации и действуют ин­туитивно.

Огромные возможности социокультурных технологий в соци­альной реабилитации детей-инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и уч­реждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми.

Освоение инновационных методик и технологий, основанных на привлечении средств искусства или спорта, носит, как правило, случайный характер. Обобщение и распространение прогрессив­ных методов пока не налажено. Действующая в регионах система социально-культурной реабилитации инвалидов, по существу, не обладает ни достаточно развитой инфраструктурой, ни надлежа­щей законодательной базой, поскольку принимаемые по этому по­воду нормативно-правовые документы страдают декларативно-

458