logo
Т

1. Понятие ресурсной базы

В организационно-технологическом контексте социально-куль­турная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов. Ресурсная база предстает здесь как совокупность ос­новных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт на­личия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализа­ции социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ре­сурсов.

Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подго­товки и проведения социально-культурной деятельности.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится но­менклатура специалистов, а также технического и вспомогатель­ного персонала, по своим характеристикам, прежде всего, профес­сиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих на­значению (набору функций) организации и обеспечивающих каче­ство производимого культурного продукта (благ и услуг),

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противо­речит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специ­альное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания со­ответствующей среды для обеспечения культурной, просветитель­ской и досуговой деятельности. Составной частью материально-

368

Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного на­значения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними

Социально-демографический ресурс обозначает совокуп­ность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и дру­гим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного харак­тера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потен­циальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, пере­подготовки и повышения квалификации кадров в области соци­ально-культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, опреде­ляющих согласованность профессионально-нравственных пози­ций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли,

Существует определенная классификация социально-куль­турных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной ка­тегорией.

Широко используется матрица, позволяющая сопоставить социально-экономические позиции объектов культуры в условиях современного рынка досуговых услуг и поиска адекватных меха­низмов развертывания как основной (профильной), так и неоснов­ной, коммерческой деятельности. Матрица дает возможность эсуществить следующую типологию различных объектов соци-

36 У

Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

аль но-культур ной сферы в зависимости от их экономического ста­туса;

  1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональ­ ным культурным достоянием. Эти объекты пользуются фи­ нансовой поддержкой не только государства, но и негосу­ дарственных - коммерческих и общественных - организа­ ций и имеют потенциальную и реальную возможность пре­ доставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

  2. Объекты социально-культурной сферы регионального (му­ ниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них харак­ терны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное суще­ ствование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутст­ вие. Инертность и консерватизм современной кадровой по­ литики ведут к нестабильности и текучести кадров.

  3. Учреждения и организации, требующие больших инвести­ ций в свои проекты и программы со стороны различных ре- сур содержателей (муниципальных органов, спонсоров, до­ норов, меценатов и др.), ориентированных на внедрение ин­ новационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов со­ циально-культурной деятельности, финансирования, исполь­ зования различных форм собственности, которая обеспечи­ вает возможности безболезненного вхождения в рынок.

  4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них харак­ терна абсолютная самостоятельность в выборе видов дея­ тельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальней­ шего развития, а также внешних проектов и программ.

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объек­тов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по суще­ству, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения не­скольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши

370

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

представления о данном объекте как о специфическом социально-куль­турном институте современного региона - поселка или города.

В зависимости от назначения и характера использования ре­сурсной базы все социально-культурные институты подразделя­ются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное раз­витие различных направлений социокультурной, просветитель­ской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечиваю­щие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, до­суга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), пре­доставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготов­ленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предпо­лагает целевое использование ресурсной базы социально-культур­ных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение куль­турного продукта, образовательных, досуговых и других услуг ли­бо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью при­влечения дополнительных ресурсов. В содержание основной дея­тельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финан­ сируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней,

б) создание условий для развития самодеятельной и инициа­ тивной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досу­ говой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется кон­ сультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенк­ латурой деятельность, Она направлена на производство на платной

371

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

основе культурного продукта, сервисных (информационных, по­среднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с по­требностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных ор­ганизаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых дру­гих имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных инсти­тутов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы куль­туры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потреблеьля, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельно­сти, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и про­тиворечить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, кото­рые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России)), тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика

Однако экономическая система в стране постепенно приобре­тает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адапти­роваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продеклариро­ванную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы при­шел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и

372

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не всеруководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализа­ции собственных финансовых проектов на легальной основе, Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспече­ния учреждений социально-культурной сферы

Возможны два принципиально разных направления такого поиска,

Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или вве­сти новые налоги на хозяйствующих субъектах Повысить дело­вую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

Второе - предполагает развитие и использование коммерче­ского потенциала культуры для решения собственных экономиче­ских проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурс­ным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное со­четание различных способов финансирования - начиная с бюд­жетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансиро­вания культуры, государственное стимулирование бюджетной са­мостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов,

Существует ряд резервов, которые могут быть с успехом ис­пользованы: федеральный и региональные бюджеты, которые поддер­живают сферу культуры и искусства и реализуются по нескольким кана­лам: в форме прямого финансирования; при помощи системы низовых бюджетов; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием смешанного государственно-частного финансирования.

373

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В США и ряде стран Запада широко используется опыт фи­нансирования учреждений и организаций культуры с помощью специальных целевых трансферов («бюджетной линии»), обеспе­чивающих национальные программы развития и модернизации сферы культуры и искусства, а также грантов, предоставляемых как организациям, так и отдельным работникам культуры (инди­видуальные гранты), обеспечивающих «экономическую безопас­ность» духовного творчества. При этом такая система индивиду­альных грантов включает в себя: бессрочные почетные гранты вы­дающимся деятелям искусства и культуры; гранты в форме гаран­тированного дохода выдающимся деятелям культуры и искусства; гранты молодым ученым и молодым писателям, артистам и т.д.

Система грантов, содержащая условия встречного финанси­рования, способна существенно улучшить финансовое положение учреждений и организаций социально-культурной сферы. Из­вестна практика выделения целевых грантов учреждениям и орга­низациям на содействие в адаптации к инновационной деятельно­сти (Великобритания), целевых грантов на финансирование сферы образования и культуры (Дания); специальных грантов из цен­тральных и территориальных бюджетов на реализацию программ регионального развития, профессионального обучения, переподго­товки кадров, реконструкции культурной инфраструктуры, на финансирование инвестиционных проектов ( Франция, Нидер­ланды), а также заключения в ряде европейских стран ежегодных трехсторонних контрактов между центром, регионом и террито­рией в целях улучшения финансирования отрасли культуры.

Нередко финансирование развития различных видов народ­ного творчества и фольклора, национальных библиотек, парков и музеев производится на основе межведомственного соглашения, в котором участвуют бюджеты министерств юстиции, обороны, сельского хозяйства, образования и других отраслей. В государст­венном финансировании объектов культуры активно использу­ются внебюджетные фонды, формирование которых оправдыва­ется «особыми потребностями» и «национальными интересами» из средств поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов (страны Европы, США),

На принципах совместного партнерства государство и корпо­ративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по

374

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная Оеятельность

масштабам социально-культурных акций - фестивалей, выставок,ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при усло­вии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди областей и республик - субъектов Российской Федерации,