logo
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сфе­ры, которые в одинаковой мере ответственны как за разработкупроектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досуго­вого типа составляет пересечение трех главных параметров - соб­ственно культурного, отражающего культурную ситуацию в ре­гионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского). представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из па­раметров уже сам по себе служит основанием для поисков наибо­лее предпочтительной структуры социально-культурного ком­плекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного обще­ния, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговыс занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки тради­ционных форм.

Студии и кружки любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получаст возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономе­рен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связыва­лись главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы,

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопро­фильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и

329

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых цен­тров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговои направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестива­лей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые се­мейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкаль­ная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родитель­ских газет, яр марки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этногра­фических экспедиций, семейных мастерских прикладного творче­ства.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы обще­ния и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности де­ти, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, об­ретают возможности для осуществления творческих замыслов.