logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

В практике социально-культурной деятельности имеют широ­кое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму мож­но рассматривать как крупное самостоятельное законченное соци­ально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действи­тельность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоя­тельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на исполь­зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазви­тия людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатывае­мых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы

2. Педагогические основы технологий

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литера­туре, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью лю­дей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию лич­ности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.

420

421

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов соци­ально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общ­ность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слу­шателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как со­вокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно со­ответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, одно­типному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогиче­ские категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, пе­дагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются клю­чевые профессиональные умения и навыки, необходимые специа­листу для практического решения проблемы. Осуществляется от­бор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует при­держиваться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий отно­сится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направ­ленности социально-культурных технологий, вводится и повто­ряется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость за­ставляет размышлять о ней как некоей закономерности,

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на стыке педагогики с дисциплинами культурологи­ческого цикла, но как совокупность педагогических по определе­нию профессиональных умений и навыков она, естественно, бази­руется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из

422