logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

технологий эти элементы выполняют функцию несущих конст­рукций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологиче­ских действий является постоянным объектом внимания и предме­том для тренинга в процессе профессионального обучения менед­жеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую пред­ставляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Разли­чия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаи­модействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой цели коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых про­грамм и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педа­гогическую, воспитательную и обучающую направленность, свя­занные с использованием определенной культурной среды, вклю­чая исторические и историко-культурные памятники, мемориаль­ные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие про­граммы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы раз­личного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и само­окупаемости

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирова­ние социально-экономического, психологического эффекта реали­зуемых программ и форм

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отды­ха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко

423

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность