logo
Т

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходи­мый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию при­звана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народ­ных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культур­но-творческие воспитательные и образовательные процессы в дет­ской, семейной, школьной и других социальных средах.

Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педаго­гов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской мате­риальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным убо­рам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и го­родского быта, жилищам, надворным и хозяйственным построй­кам и т.д.

Другая часть проектов направлена на разработку и организа­цию программ использования различных жанров фольклора в до­школьных воспитательных учреждениях, развития семейных, жен­ских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллекти­вов и объединений.

В этом отношении несомненный научный и практический ин­терес представляют проектные концепции развития образователь­ных институтов отечественного фольклора как одной из альтерна­тивных форм художественно-эстетического развития подрастаю­щего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллек­тивов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.

210

211

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

Дальнейшее развитие сферы художественной культуры ей тельно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах.

В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими.В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая) программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности.

Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом па­раметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки по­лезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студен­тов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; ста­нут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повсе­дневной жизни и деятельности. Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне

212

кх широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешколь­ных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приоб­ретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация собирательного проекта школы русского фолькло­ра связана с поиском разнообразных форм добровольного объеди­нения родителей и детей на почве освоения отечественной народ­ной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познако­миться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

При расширении формы активного сотворчества детей, педа­гогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие рас­крепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.

Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творче­ского изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

- всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих раз­личный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение само­утвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музы­кально-фольклорного (инструментального и хорового), де­коративно-прикладного и других профилей, которые отве-

213

T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

чают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» соци­альной среды;

Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ве­дения домашнего хозяйства и другие элементы.

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педаго­гический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии, охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ря­де альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из про­фессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музы­кальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на де­тей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования но-

214

раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вых социачьных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных уси-дий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обря­дов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления соци­ально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного ре­пертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музы­кальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном про­цессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие про­блемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и моло­дежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных по­требностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестива­лей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тема­тический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население все­го микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогаще­ния различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивиду­альные особенности и интересы Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифициро-

215

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ванного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развле­чений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усилен­ной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для лю­бого общества деятельность по гражданскому формированию лич­ности. Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, со­ циально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созда­нию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.