logo
Т

10. Проектные технологии

Историческая логина и сущность социально-культурного проектирования

По сравнению с программированием, планированием и други­ми технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диаг-

486

487

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом - нормативными документами, содержа­щими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Проектирование объектов социально-культурной сферы суще­ственно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные технологии обладают сле­дующими основными чертами; 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких норма­тивных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (на­пример, центра массового досуга или спектакля) обладает боль­шими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализа­торов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непро­фессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др,

Виды проектных технологий

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов», Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на про­буждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генфальная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В еффе досуга, искусства, оздоровления, со-