logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандар­тизации статистики государственного финансирования деятельно­сти в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).

Авторов конференции не устраивало такое искусственное су­жение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества, они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее су­ти, функций, принципов и содержания.

Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)'льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движе­нием за права человека, с осознанием многими людьми и в целом наро­дами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребно­сти во внутренней свободе и внешних возможностях творческого само­выражения и самореализации.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная спе­циальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

Благодаря разработанной учеными университета концепции о необ­ходимости распространения понятия «социально-культурная деятель­ность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объедине­ния множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подго­товке кадров было положено начало теоретико-методологическому обос­нованию нового направления в педагогической и культурологической науках.

Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего по­явления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терми­нов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятель­ность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с

1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46

47

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педаго­гика».

Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - воз­можность конструктивного использования в этом опыте синтеза культу­рологических данных из различных областей современной науки Опира­ясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культуро­логия и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приори­тетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализа­ция», «культура», «общество» для того научно-образовательного про­странства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая спе­циальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная ра­бота». -1993.-№2.-С. 40-41).

В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы на­чался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминоло­гии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просвети­тельная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика сво­бодного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный оби­ход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспи­тательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».

Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культуроло­гия досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся лю­бительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая