logo
Т

2. Нормативно-правовой ресурс

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих норма­тивных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регу­лирующих права граждан на участие в процессах социально-культур­ной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федера-тивном) и муниципальном, местном уровнях.

При создании федеральных и региональных программ и по­ложений, направленных на эффективное применедис полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать сле­дующие нормативно-правовые документы: Конституцию Россий­ской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, за­коны РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О неком­мерческих организациях» (1995), «О национально-культурной ав­тономии» (1996)и др.

Основополагающими документами, регулирующими в рос­сийском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Конституция провозглашает Российскую Федерацию соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедос­тупность и бесплатность образования в государственных и муниципаль-

375

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, националь­ности, отношения к религии и тд.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции - каждый имеет право на участие в куль­турной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, прдусматривается создание льготных уатовий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста

Вовлечению в активную досуговую деятельность многих со­циально незащищенных категорий населения, в частности пожи­лых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. Федерального за­кона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), при­оритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстети­ческих и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельно­сти, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14),

В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта, культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального проис­хождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям,

376

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивнымфондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристической деятельно­сти в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Рос­сийской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передви­жения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О биб­лиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приоб­щаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установата существен­ную привилегию для пожилых людей: ((Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступ­ных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ»

На разрешение первоочередных проблем социальной под­держки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объе­динениях»,)) «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.).

В перечисленных нормативно-правовых документах законо­дательно закреплены богатство и многообразие форм обществен­ных связей, явлений и социальных функций, которые характери­зуют современную социально-культурную деятельность.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законода­тельной базе социально-культурных движений и инициатив. Зако­нодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и на-

377

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

годящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру, и в частности социально-культурную сферу, от политического мани­пулирования ею, от экономических потрясений в условиях пере­хода к рынку, от национальной замкнутости,

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культур­ной деятельности приоритетное место принадлежит таким катего­риям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общест­венно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому граж­данину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей

В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессиональ­ного творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал - барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

В качестве примера правовой защиты детей и детских обще­ственных объединений можно привести Конвенцию о правах ре­бенка (принята ООН в 1989 г.).

Имеет большое значение реализация статей Конвенции в про­цессе осуществления гражданских функций детско-юношеских социокультурных объединений. Факт создания объединения {реа­лизация статьи 15 Конвенции), реализация гражданских прав и свобод, записанных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (ст.7), право на сохранение индивиду­альности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мыс­ли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных соб­раний (ст. 15), защиты личной жизни (ст. 16), право не подвер-

378

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

гаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или уни­жающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а), -серьезное достижение ООН.

Знание законодательных и других видов нормативно-право­вой документации (договоров, технических заданий на выполне­ние заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности, умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.