logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

3 В чем заключается сходство и различие понятий «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятель­ность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологиче­ских решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах вос­питывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

  1. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та­ ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея­ тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея­ тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в подтверждение своей позиции.

  2. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци­ ально-культурную систему общества?

  3. Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен­ ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи­ лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди­ вида, личности данные виды градации не отрицают, а допол­ няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению понятия «культурные ценности».

  4. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально- культурной практике обладает человек (специалист, педагог, ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на­ родов России, иностранными языками?

  5. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове­ ка или группы людей.

  6. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально- культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов­ кую ситуацию, как успешно с этим справиться?

  7. Назовите функции социально-культурной деятельности, кото­ рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од­ ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до­ школьного возраста; 2) учащиеся младших классов;

139

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты; 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

  1. Какая из функций преобладает в следующих видах социально- культурной деятельности: 1 Организация игрового общения участ­ ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды­ ха; 2)присутствие на лекции, концерте; 3)участие в городском конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

  2. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин­ цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

  1. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная социально-культурная политика в масштабах того или иного города, региона?

  2. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные цели социально-культурной политики на уровне города, регио­ на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак­ тивности населения; б) возрождение национальных культур этни­ ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по­ колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род­ ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна­ родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного (творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре­ гиона.

  3. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах играли и играют те или иные религиозные группы (православные христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве­ дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения целей и принципов социально-культурной деятельности.

  4. Опишите психологические условия активного профессионального самоопределения и успешной самореализации человека в одном из видов социально-культурной деятельности.

  5. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй специальности? ,Дайте обоснование своего выбора

140