Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
гику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанавливаются существенные связи и отношения. Они распространяются на процессы психолого-педагогических воздействий, различные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей у различных возрастных групп и отдельно взятой личности.
Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.
Психолого-педагогический контекст дает возможность проследить взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в процессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека постоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объективных и субъективных.
Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-культурной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъективных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у конкретного человека (профессионала, любителя) задатки и способно-
11У
T.I. Киселева, Ю.Д. Красилъииков. Социально-культурная деятельность
сти, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.
Многолетний опыт, накопленный в различных сферах соци- ально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными озможностями и способностями людей, занятых в различных областях социальнокультурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артиСТОв.
Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.
Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам ставится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решениии таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, про- фессиональный отбор и выявление их профессиональной пригод- ности, а также их самоактуализация и осуществление успешной
В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во
раздел J. Теоретические основы социально-культурной деятельности
время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспирантуру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональный отбор и подбор.
Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же систему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).
Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.
В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методических средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, опросников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творческих заданий и упражнений.
Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и мето-
121
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность дологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор-
- Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет культуры и искусств
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
- Раздел III. Субъекты социально-культурной
- Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368
- Раздел V. Социально-культурные технологии 404
- Вводная часть. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
- 1. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
- 2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках
- 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
- 4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
- 5. Характеристика социально-культурных процессов
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I- Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- РазделIi.
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 1. Досуг и досуговая деятельность
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 2. Образование и карьера
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Социально-культурные истоки искусства
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Народная педагогика и самобытное народное творчество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Т.Г. Киселева, ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная реабилитация
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной Оеятельности
- Правовые основы
- Тт. Киселева, ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность
- Принципы и подходы
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 3. Социально-культурные институты
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- 4. Семья как социально-культурный институт
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7, Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- РазделIv. Ресурсы социально-культурной деятельности
- 1. Понятие ресурсной базы
- 2. Нормативно-правовой ресурс
- 3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс
- 4. Финансовый ресурс
- 5. Материально-технический ресурс
- 6. Информационно-методический ресурс
- 7. Морально-этический ресурс
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 3. Сущность и классификация социально-культурных технологий
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 4. Культуротворческие и культуроохранные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 5. Рекреативные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- 6. Образовательные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 7. Социально-защитные и реабилитационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 9. Исследовательские технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 10. Проектные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 11. Альтернативные инновационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологи и
- 12. Технологии коммуникации и общественных связей
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 13. Информационно-просветительные и рекламные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии