logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

гику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанав­ливаются существенные связи и отношения. Они распространя­ются на процессы психолого-педагогических воздействий, различ­ные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональ­ные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, творческих способностей у различных воз­растных групп и отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Психолого-педагогический контекст дает возможность про­следить взаимосвязь профессиональных требований и индивиду­ально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в про­цессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека по­стоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объектив­ных и субъективных.

Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-куль­турной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профес­сиональных знаний, умений и навыков, профессионально значи­мых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъектив­ных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у кон­кретного человека (профессионала, любителя) задатки и способно-

11У

T.I. Киселева, Ю.Д. Красилъииков. Социально-культурная деятельность

сти, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах соци- ально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными озможностями и способностями людей, занятых в различных областях социальнокультурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артиСТОв.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам ставится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решениии таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, про- фессиональный отбор и выявление их профессиональной пригод- ности, а также их самоактуализация и осуществление успешной

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во

раздел J. Теоретические основы социально-культурной деятельности

время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттеста­ций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспиран­туру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональ­ный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же сис­тему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значе­нию. В первом случае человека отбирают для определенной про­фессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подби­рают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профес­сионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения про­фессиональных обязанностей, то объектом второго, соответст­венно, являются задатки и способности человека, его профессио­нальная направленность, ценностные ориентации, мотивации, ин­тересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методи­ческих средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, оп­росников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творче­ских заданий и упражнений.

Таким образом, психологические и педагогические компо­ненты в социально-культурной деятельности находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педаго­гическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с уча­стием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекуль­турного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и мето-

121

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность дологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор-