logo
Т

6. Образовательные технологии

Образование как целостная социально-культурная Технология

Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разде­лах, относится к ведущим видам общественной практики соци­ально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного со­циокультурного пространства на любом уровне - от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учрежде­ния.

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается - благодаря содружеству высококвалифицированных специалистов разного уровня и профиля - в технологию социокультурного развития.

В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образова­тельных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциаль­ного поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и про­являет себя как социокультурная технология.

Именно поэтому характерной чертой доя многих, в том числе школь­ных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, пре­следующая цели социализации, воспитания и духовного развития под­растающего поколения

Педагоги четко осоз11али, в чем может быть, помимо оказания учеб­ных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию соци­альной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоро­вья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравст­венного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок