logo
Т

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и неосмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой со­циокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества

В последние десятилетия мы являемся свидетелями опреде­ленной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превра­щения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным фе­номеном. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остано­вимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятель­ности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфе­ре социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «ки­нетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельно­сти обусловлена, прежде всего, богатством ее предмегного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазо­на жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем разви­тии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециали­зированных производственных процессов, характерных для современно­сти. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение лич­ности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потреби­тельства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, за­даткам и увлечениям человека.

157

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность|

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее ин- дикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятелъности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового! досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходитинтеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастнымстратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельноенаселение (производительная сила общества), поколение, по возрастувышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не толькоучат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение наясверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к домин»рованию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.