logo
Т

6. Информационно-методический ресурс

Предметом изучения и интереса в курсе социально-культур­ной деятельности является её информационно-методический ре­сурс. Под этим термином подразумевается совокупность инфор­мационно-методических материалов, предназначенных для много­целевого использования как в процессе управления, так и в техно­логическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информаци­онно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс

Информационно-управленческий ресурс предполагает нали­чие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управ­ленческих функций в социально-культурной сфере, в первую оче­редь, принятия управленческих решений. Степень полезности ин-

396

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность

формации зависит здесь прежде всего от сё качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих це­лей и задач

Информационно-творческий ресурс включает преобразован­ный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессио­нально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей куль­турного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей),

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети со­циально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спор­те, межкультурном обмене.

Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обря­дах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и реме­сел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педа­гога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

Эффективность информационно-творческого ресурса много­кратно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц твор­ческой информации, активно влияющей на сознание и волю мно­гомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и дей­ствует работающая по определенной шкале система оценки ин­формационно-творческих ресурсов, которыми располагают от­дельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие

397

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность

аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощ­ности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, со­става исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки - размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.

В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных ме­тодических учреждений и центров, система методического обес­печения, включающая различные по содержанию и форме методи­ческие материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.