logo
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

вовьгх и организационно-хозяйственных документов, обширной социо­логической и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторин­говых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выражен­ной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение куль­турных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциа­цию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупате­лей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, про­фессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (актив­ное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурных благ и услуг и т.д.

Результатом использования аналитических, маркетинговых техноло­гий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверно­сти, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональ­ных способов распространения рекламы. По с\ти дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими опреде­ленный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.

Существенную роль играют и технологии прогнозирования, кото­рые позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законо­дательных требований, предупредить и скорректировать возможные от­клонения в достижении намеченных целей. Результатом использования технологии прогнозирования являются предположения по поводу раз­личных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду

Выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных аль­тернатив в социально-культурной деятельности способствуют техноло­гии выработки и принятия управленческого решения. Эти технологии направлены на обеспечение таких требований к управленческим решени­ям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность.

473

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в ос­нове которых лежат различные основания и признаки, например, харак­тер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решае­мых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); при­чины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и тд.).

Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных, и нетра­диционных способах принятия решений. К первому виду относятся соб­рания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, кон­ференции, дискуссии, симпозиумы и т.д

Второй вид включает в себя совокупность нетрадиционных методов менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых наук - социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового штурма представляет собой коллек­тивную выработку творческих идей, в которой участвуют «генераторы» -создатели идей и «аналитики», оценивающие эти идеи. В процессе выра­ботки творческих идей прибегают также к помощи прямых, фантастиче­ских, символических, личных аналогий (метод синектики), использова­нию самых неожиданных направлений творческого поиска (метод инвер­сии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке идеи уже с этой позиции (метод эмпатии), постановке наводящих вопросов - что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбран­ных понятий, метафор-гтротиворечий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и других.

Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реали­зации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования,

Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социальжнеультурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативно­го планирования.

Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возмож­ности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований; 2) куда

474