logo
Т

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.

Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответ­ствующих умений и навыков. Она определяется также и тем. на­сколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его дело­вые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его вла­дение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессио­нально-творческих ситуациях.

Для характеристики и классификации профессий, востребо­ванных и задействованных в социально-культурной сфере (в част­ности, в соответствии с классификатором специальностей и спе­циализаций МГУКИ), применима широко известная в практиче­ской психологии и педагогике классификация профессий, разрабо­танная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключи­тельно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или пред­мет труда профессионалов и любителей как субъектов индивиду­альной или коллективной социально-культурной деятельности.

В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специали­зации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделя­ются на следующие типологические группы: «человек - природа» (эко­логические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, пси­хология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музы-

Климов Е.А.Введение в психологию труда. - М: МГУ, 1988; Климов Е.А. Как выбрать профессию. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1994.

115

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

кально-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).

Для каждой из типологических профессиональных групп специали­стов социально-культурной сферы психологами разработаны соответст­вующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педа­гогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным свя­зям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эф­фективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в прак­тике социально-культурной деятельности может быть задейство­вана разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологиче­ских дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (прак­тические).

Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направле­ние, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных соци­ально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуаль­ной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окру­жающей средой.

Не менее важное, чем психология, место в социально-культур­ной деятельности занимает педагогика. Так, сопряженность куль­турологии и социальной педагогики, а также подход к образова­нию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-куль-

116

Раздел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

турной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определе­ния, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предме­том педагогического компонента в любом из перечисленных вари­антов всегда было и остается исследование закономерностей обу­чения и воспитания в условиях специально организованного соци­ально-культурного процесса, выявление эффективности приме­няемых в этих целях педагогических методов и технологий, уста­новление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

Большое число социально активных субъектов, постоянно спо­собствующих возникновению и развитию новых досуговых инте­ресов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педа­гогический потенциал социально-культурной деятельности. Ос­новное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного соци­ально-культурного объекта (учреждения, объединения, организа­ции, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глу­боко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе не­изменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагоги­ческой цепочки. К ним относятся:

117

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность '

особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её фор­мирования; главными характерологическими чертами являются ин­теллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фан­тазии, воображения; владение речью;

Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.

В силу своей многосферности, полисубъектности, еобычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-куль- турная деятельность опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисци­плин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедаго-