Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
власть», Это значит, что как вид социально-культурной деятельности журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.
Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте нашего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели. зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию.
В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.
В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.
Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной активности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати.
311
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).
Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им отличительными чертами. Их сущность довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль.
Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до се потребителя.
Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и обобщении, дискуссионной постановке вопросов, Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.
Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты),
312
- Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет культуры и искусств
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
- Раздел III. Субъекты социально-культурной
- Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368
- Раздел V. Социально-культурные технологии 404
- Вводная часть. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
- 1. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
- 2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках
- 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
- 4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
- 5. Характеристика социально-культурных процессов
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I- Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- РазделIi.
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 1. Досуг и досуговая деятельность
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 2. Образование и карьера
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Социально-культурные истоки искусства
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Народная педагогика и самобытное народное творчество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Т.Г. Киселева, ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная реабилитация
- Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной Оеятельности
- Правовые основы
- Тт. Киселева, ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность
- Принципы и подходы
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 3. Социально-культурные институты
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- 4. Семья как социально-культурный институт
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7, Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- РазделIv. Ресурсы социально-культурной деятельности
- 1. Понятие ресурсной базы
- 2. Нормативно-правовой ресурс
- 3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс
- 4. Финансовый ресурс
- 5. Материально-технический ресурс
- 6. Информационно-методический ресурс
- 7. Морально-этический ресурс
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 3. Сущность и классификация социально-культурных технологий
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 4. Культуротворческие и культуроохранные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 5. Рекреативные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- 6. Образовательные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 7. Социально-защитные и реабилитационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 9. Исследовательские технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 10. Проектные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 11. Альтернативные инновационные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологи и
- 12. Технологии коммуникации и общественных связей
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 13. Информационно-просветительные и рекламные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V, Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Раздел V. Социально-культурные технологии