logo search
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воз­действий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении те­кущих задач, поскольку они подвергаются постоянном) воздейст­вию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разно­образных творческих, коммуникативных и обеспечивающих тех­нологий выступают социально-культурные институты. Чтобы вы­явить их место и роль в функционировании огромного технологи­ческого потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя предста­вить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных спосо­бов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально ор­ганизованы, Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозна­чить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им обще­ство способно осваивать различные образы и стили жизни, ценно­стные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1,

Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариа­тивности дает возможность специалистам, заказчикам и пользова­телям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели. включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, ин­дивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая кон­кретная технология, внедренная в общественную практику, в из­вестном смысле является авторской.

_________________________________________

См. определение социально-культурной практики гия/ Г.В. Осипов, рук. авт. колл. -М., 1990. -С. 85.

408

409

Т.Г, Киселева, Ю,Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дачи той или иной технологии заключаются в максимальной кон­кретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение це­лого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (от­дых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность пред­ставляют также практические умения и навыки, дающие возмож­ность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведе­нии мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

Сама множественность целей, возникающих в процессе про­изводства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, опера­тивные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, вы­движение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, на­личием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и от­дельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздей­ствия.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуа­ции, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говые интересы и предпочтения. Осуществление подобного ана­лиза позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде за­дачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого че- ; ловека; во-вторых, использование конкретного содержания и спо­собов его жизнедеятельности в этой среде.

Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культур­ных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, де­лается на нормативной стороне тех изменений, которые должны

412