logo search
Т

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

другие нарождающиеся предпринимательские структуры и ини­циативные формы,

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

Корпоративные социально-культурные общности

Как социально-культурная общность, любой производствен­ный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, ком­пании, любой другой аналогичной структуры обладает характер­ными особенностями, ассоциируется с терминами «организация»; «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущност­ными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпора­тивная общность в социально-культурной сфере выступает в каче­стве источника формирования и носителя групповых целей, опре­деленных принципов деятельности и поведения, этических и эсте­тических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к куль­туре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведе­ния.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями. которые в совокупности составляют её корпоративную или орга­низационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного созна­ния, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих са­модеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-

334

335

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обан­кротившимся или отстающим в экономическом отношении кол­лективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-куль­турных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам вы­ходного дня (кстати, такие поездки, как правило, ((съедают» боль­шую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, на­пример, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, прису­щим каждой организации, правомерно отнести наличие у её со­трудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответствен­ность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффек­тивного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного ис­пользования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и цен­ности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяю­щие сотрудников учреждений и организаций социально-культур­ной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к матери­альному благополучию; безопасность и независимость; возможно­сти для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмо­ций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, дает достаточно пол-

336