Литература
Аргуэльес X. Фактор майя. Томск: Зодиак, 1994. i
Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М.: Ладомир, 1994.
Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.
376
Инка Гарсиласо дела Дега. История государства инков. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974.
Кинжалов Р.В. Орел, Кецаль и крест. СПб.: Наука. СПб. отд-ние, 1991. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М: 1987. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М.: Ладомир, 1993. Серое СЯ. Кецалькоатль // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1987.
СодиД. Великие культуры Месоамерики. М.: Знание, 1985. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М.: Прогресс, 1982.
Для культур Востока хронологические рамки Средневековья значительно отличаются от европейских культур, грани между эпохами более размыты. И если переход от культуры Древнего мира к культуре Средневековья можно условно связать с падением определенных династий — Гуптов в Индии и Хань в Китае (что соответствует примерно времени падения Рима и началу европейского Средневековья), то в периодизации дальнейшей истории логичнее идти от событий, происходивших в самих рассматриваемых странах, не подгоняя их под схему западноевропейской истории. Так, для восточных цивилизаций нельзя без натяжек говорить об эпохе Возрождения, а начало культуры Нового времени нельзя отнести ранее чем к середине XIX в.
О культуре Востока в гораздо меньшей степени можно говорить как о чем-то цельном, нежели о культуре христианского или мусульманского мира. Так, о средневековом Востоке (даже если речь идет только о трех рассматриваемых странах — Индии, Китае и Японии) нельзя сказать, что это «мир буддизма». И если христианство (в форме православия или католицизма) и мусульманство были господствующими религиями в своих регионах, то относительно третьей мировой религии — буддизма — этого не скажешь: в Индии буддизм в эпоху Средневековья был полностью вытеснен индуизмом, в Китае сосуществовали три религии (конфуцианство, даосизм и буддизм), в Японии сосуществовали синтоизм и буддизм. Не имелось для всего Востока и единого связующего языка — языка религии и науки, каким был в мусульманском мире арабский, а в католическом — латынь. (Правда, для Японии и Китая имеется некоторая языковая общность, так как японцы позаимствовали китайскую письменность, и в определенные периоды китайский язык был языком литературы и религии в Японии.) Именно поэтому культура трех крупнейших стран Востока рассматривается не в единстве — как культура всего Востока, а по отдельности. При этом, поскольку Древней Индии и Древнему Китаю были посвящены самостоятельные разделы, то здесь будут в основном только фиксироваться средневековые новации, японская же культура, которая представлена в этом разделе впервые, будет описываться подробнее.
379
Индия
Исторический В средневековой истории Индии можно выделить три очерк основных периода:
1. VI—XI вв. — период самостоятельного развития индийской культуры;
2. XI—XVI вв. — период мусульманского владычества;
3. XVII — сер. XX в. — период колониальной зависимости (от Великобритании).
Начало Средневековья в Индии обычно связывается с падением династии Гуптов, империя которых погибла в VI в. под натиском кочевников (гуннов-эфталитов). В результате на территории Индии возникло множество мелких государств, враждующих между собой. В целом средневековые индийские государства можно поделить по географическому признаку на две группы: северные и южные.
Уже в начале VIII в. на Индию обрушиваются мусульманские нашествия: в 713 г. арабы захватывают Синдх и Пенджаб. В XI в. в Северную Индию вторгаются войска султана Махмуда Газневи (1008—1026 гг.), который захватил Северную Индию и дошел до Декана. Разграбив завоеванные территории, Махмуд Газневи вернулся к себе в Кабул, уведя в плен большое количество мастеров (а также танцоров и музыкантов). В XII в. произошло окончательное завоевание Северной и, частично, Центральной Индии — при султане Мухаммаде ГурИ (1175—1206 гг.), которому разобщенные индийские княжества не смогли дать должный отпор. Сам Муххамад Гури не пожелал остаться в Индии, и наместником в ней сделал своего тюркского раба Кутб-уд-дина Айбека, которому удалось захватить еще ряд индийских территорий, а после смерти Мухаммада Гури стать самостоятельным владыкой — первым индийским султаном (1206—1210 гг.) — и основателем династии Мамелюков (рабов). В XIII—XIV вв. происходит частая смена мусульманских династий, тем не менее мусульманам удалось распространить свое владычество даже на часть Южной Индии (до Мадурай). Периодически, в результате внутренней борьбы, от империи отделялись какие-то ее районы, становясь самостоятельными мусульманскими государствами, враждующими между собой (особенно много их было в XV—XVI вв.).
В 1398 г. Тимур со своими войсками напал на Индию, захватил и разграбил Дели. В конце XVI в. моголам (ведущим свое происхождение от Тимура) удалось опять образовать единое индийско-мусульманское государство, объединяющее большую часть районов Северной и Центральной Индии. Свой расцвет государство Великих Моголов пережило при шахе Акбаре (1556— 1605 гг.). В XVII в. возникает английская Ост-Индийская компания, и Англия постепенно захватывает все большую власть в Индии. В 1858 г., после подавления Великого восстания, последний мусульманский властитель Дели был вынужден уступить свое место английской короне. И только в 1947 г. Индия добилась независимости.
На протяжении рассматриваемой эпохи ряд индийских территорий сохраняли свою независимость от мусульманских владык, это в первую очередь районы крайнего юга, которых не коснулось в свое время и арийское нашествие, и районы Центральной и Северо-Западной Индии (федерация государств Раджпутов).
380
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru