logo
Гриненко

Религия и мифология

В истории религии древних евреев можно выделить несколько периодов. Для древнейшего периода (до Моисея) был, по-видимому, характерен культ родовых богов-покровителей (о родовых идолах — терафимах — упоминает­ся, например, в рассказе об Иакове), имело место поклонение источникам, деревьям, горам; можно предположить, что древние евреи поклонялись и бо­гам других народов, особенно тех, на территории которых проживали.

Второй период — это время распространения веры в единого Бога (моно­теизма), что связано с деятельностью Моисея. Моисей (по библейской ле­генде) вырос при дворе египетского фараона, а именно в Египте фараоном Эхнатоном (XIV в. до н.э.) была впервые проведена реформа по утверждению

107

единобожия, и память об этой реформе наверняка сохранилась. До периода Вавилонского пленения культ Яхве хотя и был распространен среди евреев, но Яхве скорее выступает как племенной (национальный) бог, кроме него древ-ние евреи поклоняются и другим богам. В 621 г. до н.э. иудейский царь Иосия проводит религиозную реформу. По легенде во времена правления Иосии в храме была найдена Книга Второзакония (последняя в Пятикнижии Моисее­вом), и в согласии с ней были предприняты меры по утверждению монотеиз­ма и централизации культа Яхве: из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов, кроме Яхве; запрещены жертвоприноше­ния Яхве везде, кроме Иерусалимского храма, и т.п.

В третий — послепленный период (период Второго Храма) иудаизм скла­дывается окончательно: утверждается монотеизм, проводится строгая цент­рализация культа, производится отбор и редактирование священных книг (Ветхого Завета). Происходит становление церковной организации: возглав­ляет жречество Синедрион (собрание старейшин), а главой всего жречества является первосвященник. В этот же период в иудаизме усиливается идея бо­гоизбранности евреев. Известно, что в I в. до н.э. — I в. н.э. в среде евреев суще­ствуют различные секты и направления: фарисеи, саддукеи, зелоты, ессеи, терапевты; среди представителей трех последних направлений получило ши­рокое распространение учение об Учителе милосердия, многие черты этих вероучений сходны с христианскими.

Проживание в центрах эллинистической культуры и знакомство с грече­ской философией привело к попыткам философского осмысления и рацио­нального истолкования священных текстов. В римский период широкое рас­пространение получает вера в мессию — спасителя еврейского народа. В Тал­муде (III—V вв.)появляется идея загробной жизни, райского блаженства, конца света и т.п. На формирование этих идей несомненно большое влияние оказал зороастризм — религия древних персов (учение о Боге и его антагонисте Сата­не, учение о посмертной судьбе души, картины рая и ада, учение о приходе Спасителя и многие другие идеи талмудического иудаизма прямо восходят к

зороастризму).

Уже в эллинистический период у евреев, проживавших вне Палестины, стали возникать синагоги — молитвенные дома и одновременно центры об­щинного самоуправления, которые получат всеобщее распространение в эпо­ху диаспоры, когда у евреев не осталось традиционного культового центра.

О сотворении мира В начале сотворил Бог небо и землю. и грехопадении Земля же была безвидна и пуста, и тьма над без­людей дною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.)

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

108

И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.)

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду свое­му плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подо­бию) ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения зем­ли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управле­ния днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.)

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыка­ющихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу перна­тую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и напол­няйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птица­ми небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию со­творил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами

109

морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающим­ся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благосло­вил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Сво­их, которые Бог творил и созидал.

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и вся­кую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли;

но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там че­ловека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево позна­ния добра и зла.

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш.

Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

И взял Господь Бог человека, (которого создал,) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;

а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в кото­рый ты вкусишь от него, смертью умрешь.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

по

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зве­рям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего).

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты?

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты бу­дешь жалить его в пяту.

111

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята зем­ля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в зем­лю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех жи­вущих.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

(Бытие. Гл. 1—3//Библия)

О потопе Как сейчас установлено, библейский миф о потопе восхо-

дит к аналогичному месопотамскому (см.:« Культура Древ­ней Месопотамии»). Данный рассказ приводится в литературном переводе.

И вот, увидев, как много на земле зла человеческого и что все помыс­лы человеческие — одно лишь каждодневное зло, Господь пожалел, что сотворил на земле человека, и опечалился в сердце своем, и сказал:

— Сотру я с лица земли человека, которого сотворил, всех сотру, от людей до скотов, до гадов ползучих и птиц небесных, потому что мне жаль, что я сотворил их.

А Ной нашел милость у Господа. Вот родословие Ноя: Ной был в своем поколении человек праведный, беспорочный, о боге помнящий, и родил трех сыновей — Сима, Хама и Яфета. Но земля стала в глазах Бога растленна и полна кривды. И вот, увидав, что земля растленна, потому что всякая плоть извратила свой путь на земле, Бог сказал Ною:

— Пришел для меня конец всякой плоти, потому что из-за них зем­ля наполнилась кривдой. Что ж, я погублю их вместе с землей. Сделай себе ковчег из крепкого дерева, устрой в нем отсеки и осмоли его внут­ри и снаружи. И ковчег сделай вот какой: длиной в триста локтей, ши­риной в пятьдесят локтей, а высотой в тридцать локтей. И сделай его сводчатым, с отверстием в один локоть вверху. И дверь в ковчег сделай сбоку, и сделай в нем три яруса: нижний, средний и верхний. А я налу-

112

щу на землю воды потопа, чтобы истребить под небесами всякую плоть, в какой только ни есть дыхание жизни, и погибнет все, что есть на зем­ле. Но с тобою заключу я союз, и ты войдешь в ковчег, и с тобою войдут в него твои сыновья, твоя жена и жены твоих сыновей. И в ковчег ты возьмешь по паре от всяких животных и от всяческой плоти, чтобы они уцелели вместе с тобой, и пусть будут они мужского пола и женского. Ты возьмешь с собою по паре от каждого рода птиц, и от каждого рода скота, и от каждого рода гадов, что ползают по земле, чтобы они уцеле­ли вместе с тобой. И всяческой пищи, какую только ни едят, возьмешь ты с собой и сложишь ее у себя, чтобы было чем кормиться тебе и им.

И Ной сделал все; как велел ему Бог, так он и сделал.

И Господь сказал ему:

— Ты и твои домочадцы — войдите в ковчег, потому что тебя я на­шел праведным передо мной в этом поколении. Из всякого чистого ско­та возьми с собой по семи голов мужского и по семи женского пола, а из нечистого по две мужского и по две женского. Так же из птиц небес­ных чистых возьми по семи, а из нечистых по две, самцов и самок, что­бы сохранить семя для всей земли, потому что ровно через семь дней я буду лить на землю дождь сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли все сущее, что я создал.

И Ной сделал все, что ему наказал Господь. А было Ною шестьсот лет, когда полились на землю воды потопа. И, спасаясь от вод потопа, Ной вошел в ковчег с сыновьями, женой и женами сыновей. И парами чистый скот и нечистый, и птицы, и всякие твари, что ползают по зем­ле, мужского пола и женского, взошли к Ною в ковчег, как велел ему Бог. И когда миновали семь дней, полились на землю воды потопа.

На шестисотом году жизни Ноя, в семнадцатый день второго меся­ца отворились все колодцы великой бездны и ставни неба открылись, и был на земле ливень сорок дней и сорок ночей. В тот самый день и вошел в ковчег Ной, и Сим, и Хам, и Яфет, сыновья Ноя, и три жены его сыновей. Они и всякого рода звери, всякого рода скот, всякого рода гады, что ползают по земле, всякого рода птицы и всякая тварь летучая и крылатая — по паре, самец и самка, от всякой плоти, в какой только ни есть дыхание жизни, вошли к Ною в ковчег, как наказал ему Бог. И Господь затворил за ними ковчег снаружи. И сорок дней был потоп на земле, и вода, прибывая, подняла ковчег высоко над землей. И вода все прибывала и так поднялась на земле, что ковчег поплыл по воде. И вода поднялась на земле так, что покрыла все высокие горы подо всем не­бом. На пятнадцать локтей поднялась она над горами, покрыв их. И погибла всякая плоть, какая движется по земле, — и птицы, и скот, и звери, и все гады, что ползают по земле, и все люди. Умерло все, в чем было на суше дыхание жизни. Так стер он все сущее на земле. От че­ловека до скота, до гадов ползучих, до птиц небесных — все было стер­то с лица земли, и остался лишь Ной и те, что с ним были в ковчеге. И поднималась вода на земле сто пятьдесят дней.

113

Но вспомнил Бог о Ное и обо всем зверье и скоте, обо всех птицах и гадах ползучих, какие с ним были в ковчеге, и пустил ветер на землю, и вода стала спадать. И затворились колодцы бездны и ставни неба, и перестал ливень с небес. И стали воды уходить и возвращаться с зем­ли, и когда миновало сто пятьдесят дней, схлынули воды. И в седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на горах Ара­ратских. А вода все уходила и спадала до десятого месяца. А в десятом месяце в первый день месяца стали видны вершины гор. А когда про­шло сорок дней, Ной открыл окно ковчега, которое он сделал, и выпу­стил ворона, и тот вылетел и летал туда и обратно, покуда не высохла вода на земле. И он выпустил голубя от себя, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. И голубь, не найдя опоры, на которую он мог бы ступить, возвратился к нему в ковчег, потому что вода покрывала еще всю зем­лю. .И он протянул в руку, взял голубя и внес его к себе в ковчег. И, подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя из ковчега. И го­лубь вернулся к нему под вечер, и вот — в клюве его свежая ветка мас­лины. И Ной узнал, что воды сошли с земли. И, подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя, но тот больше не вернулся к нему. Итак, на шестьсот первом году жизни Ноя, в первый день первого ме­сяца спала вода с земли. И Ной открыл крышку ковчега и видит: об­сохло лицо земли. А во втором месяце, в двадцать седьмой день месяца земля высохла вовсе.

И тогда Бог сказал Ною такие слова:

— Выйди из ковчега — ты, и твоя жена, и твои сыновья, и жены тво­их сыновей вместе с тобой. Всех зверей, какие с тобой, и всякую плеть из птиц и скота, и всяческих гадов, что ползают по земле, выведи вмес­те с собою, и пусть кишат по земле, и пусть плодятся и размножаются.

И Ной вышел, и его жена, и его сыновья, и жены его сыновей вместе с ним. И все звери, весь скот, все птицы и всякие гады, что ползают по земле, вышли из ковчега, все по родам своим. А Ной построил жерт­венник Господу, взял по толике от всякого чистого скота и от всех чис­тых птиц и сотворил всесожжение на жертвеннике. И Господь почуял приятный запах, и сказал Господь про себя:

— Не буду я больше проклинать землю из-за человека, потому что помыслы человека с юности его злы. Не стану я больше поражать все живое, что я сотворил. Покуда земля стоит, не прекратятся посев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь.

(Бытие // Поэзия и проза Древнего Востока. С. 551—554)

Из «Книги Иова» Книга Иова была создана, по-видимому, в послепленный период — V—IV вв. до н.э., хотя в религиозной традиции считается много древнее. Ниже из нее приводятся отрывки, в которых описы­ваются представления о загробном существовании. Текст дается в литератур­ном переводе.

114

Был человек в земле У ц, и звался он Иов; и человек этот был прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла.

И родилось у него семеро сыновей и трое дочерей; имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной...

Далее рассказывается о том, как Сатана (Противоречащий) пришел к Богу, и Господь спросил:

«Приметило ли сердце твое

раба моего,

Иова?

Ведь нет на земле мужа, как он:

прост, и праведен,

и богобоязнен, и далек от зла!»

И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал:

«Разве не за мзду богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его,

и дом его,

и все, что его?

Дело рук его Ты благословил,

разошлись по земле его стада.

Но — протяни-ка руку Твою,

дотронься до всего, что есть у него;

разве не похулит он Тебя

в лицо Тебе?» .

И сказал Господь Противоречащему:

«Вот — все, что его, в руке твоей;

лишь на него не простри руки твоей!»

Сатана губит всех детей Иова и все его богатства. Но и тогда не возроптал Иов. Далее Сатана по соизволению Бога поражает тело Иова страшными яз­вами.

После этого отверз Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал:

«Да сгинет день, в который рожден я,

и ночь, что сказала: «зачат муж»!

День тот — да будет он тьма,

Бог с высот да не взыщет его,

да не сияет ему свет!..

Зачем не умер я при исходе из чрева

и не сгинул, выйдя из недр?

Зачем колени держали меня,

к чему питали меня сосцы?

115

Как недоноску, не жить бы мне,

как младенцам, что не зрели свет!

Тогда лежал бы я, дремля,

спал бы и был в покое,

среди царей и советных вельмож,

что зиждут себе строенья гробниц,

среди князей, у которых злато,

полнящих серебром домы свои.

Там кончается ярость злых,

там отдыхает, кто утомлен;

узники в кругу своем не знают тревог,

не слышат голоса палача;

малый и великий там равны,

пред господином волен раб.

На что Он дает страдальцу свет

и жизнь тому, кто душой удручен,

кто хочет смерти, и нет ее,

кто рад бы добыть ее, как клад,

до восторга бы возликовал

и восхитился, обретя гроб, —

мужу, чей путь скрыт,

кому поставил преграду Бог?..

Да, для дерева надежда есть,

что оно, — и срубленное, оживет

и побеги станет пускать вновь;

пусть одряхлел в земле корень его

и обрубок ствола омертвел в пыли —

чуть дохнет влагой, зеленеет оно,

как саженец, выгоняет ветвь в рост.

А человек умирает — и его нет;

отходит — и где его искать?

Если воды в озере пропадут,

иссякнет и высохнет ручей;

так человек — ложится, и не встанет вновь,

не проснется до скончания небес,

не воспрянет от своего сна.

О, пусть бы Ты в преисподней сокрыл меня и прятал, покуда не пройдет твой гнев, на время — а потом вспомнил меня! Но будет ли по смерти жив человек?

(Книга Иова. С. 554-583)

116