logo
Гриненко

Философия

Философия зарождается в VII в. до н.э. как попытка рационального ос­мысления мира, приходящего на смену прежнему — мифологическому. Само слово «философия» (любовь к мудрости) было впервые употреблено Пифа­гором, который говорил, что мудрость присуща только богам, а человек мо­жет только стремиться к мудрости, любить ее.

В доклассический период (философов этого периода называют еще досок-ратиками) центральной проблемой была проблема первоначала мира и уст­ройства космоса. Отталкиваясь от мифологического представления о мире, многие досократики предполагали, что одна из стихий — вода, воздух, огонь и земля (или все вместе — Эмпедокл) — и есть первооснова всего бытия. Но в то же время Пифагор учил, что основой бытия являются числа, Демокрит —

249

»

атомы, Анаксагор — гомеомерии и т.п. Особо надо выделить элейскую школу (Ксенофан, Парменид, Зенона), где впервые логическими средствами конст­руируется образ умопостигаемого мира, который признается истинным ми­ром и который представляет из себя сплошной неподвижный шар.

В классический период важнейшую роль играют три великих философа — Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384— 322 гг. до н.э.), а также софисты. Софисты — платные «учителя мудрости» прославились своим умением доказывать все, что угодно. Жизнь и трагиче­ская смерть Сократа, приговоренного своими согражданами к смерти по об­винению в нечестии, его отказ бежать — все это оказало глубочайшее влияние на всю античную культуру. В центре внимания Сократа находится уже не кос­мос, а человек, и его философия носит по преимуществу этический характер. Ученик Сократа Платон — создатель системы объективного идеализма. Опи­раясь на идею элейской школы о существовании двух миров — умопостига­емого и чувственного, он приходит к выводу, что подлинной реальностью яв­ляется царство идей, все существующие в нашем телесном мире объекты су­ществуют только в силу сопричастности миру идей и являются его бледными копиями. Аристотель, ученик Платона, приходит к дуализму, считая наш мир единством двух равноправных первоначал — материи и формы.

В эллинистический период возникает и развивается целый ряд философ­ских школ, важнейшими из которых являются: платонизм и неоплатонизм, неопифагореизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм.