logo
Гриненко

Философия

В Древней Месопотамии философия как самостоятельная область деятель­ности человеческого духа не сформировалась. Но здесь можно говорить о воз­никновении предфилософии, поскольку отдельные литературные тексты мож­но оценить как имеющие философский характер. К их числу относится и при­водимый ниже «Разговор господина с рабом», в котором обсуждается проблема человеческой деятельности и ее последствий.

Разговор госпо- И сказал господин рабу: дина с рабом — Повинуйся мне, раб!

И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Запряги поскорей колесницу, чтоб мне ехать к царю во дворец! — приказал господин, и раб поклонился ему:

— Поезжай поскорей! Там ты сможешь снискать особую милость! Но покачал головой господин:

— Раб, не спеши! Не хочу я ехать к царю! И откликнулся раб:

Да, зачем тебе ехать! Может царь поручить опасный поход, и бу­дешь ты в тяжком походе страдать днем и ночью...

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб! И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Задумал я, раб, жениться. Наследниками пора обзавестись! — со­общил господин, и раб поддержал:

82

— Что ж, хорошее дело! Тот, кто имеет детей, может быть спокоен о том, что когда помрет, найдется человек, приносящий жертву!

— Нет, раб! Вздор я говорю — с какой стати мне жениться? — за­сомневался господин.

— А и верно! — поддержал господина раб. — Жениться — это что голо­ву в петлю сунуть. Да и дети-то родятся бог весть какие — кривые да хро­мые! Не женись, мой господин — дом свой в целости сохранишь, ей-богу!

* * *

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб! И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Задумал твой господин учинить разбой! Что скажешь?

— Что ж, дело неплохое! — отвечал господину раб. — Разбоем добу­дешь ты себе богатство.

— Нет, раб, я передумал — не пойду я на разбой! — изменил свое решение господин.

— А и не ходи, мой господин, не ходи! Чего доброго убьют тебя, с живого снимут шкуру, в темницу бросят! Не учинишь разбоя — жить долго будешь!

* * *

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб! И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Решил я свершить для отчизны великое доброе дело! И так ему раб отвечал:

— Что ж, господин, сверши задуманное — ты и у царя в почете бу­дешь, да и боги тебя не забудут.

— Нет, раб, не хочу я делать добрые дела для моей отчизны! — И господин решительно взмахнул рукой.

— А и правда, господин, что проку в них? Пойди на кладбище да погляди на кости — разве угадаешь ты, кто из умерших был усерден к благу государства, а кто ему вредил?

(Разговор господина с рабом. С. 102—104)